Основные вехи биографии А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888–1939) – педагог и писатель. Родился 1 (13) марта 1888 г. в Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра.

Основные вехи биографии А.С. Макаренко

В 1904 г. окончил 4-классное училище в Кременчуге, затем годичные учительские курсы.

В 1905–1914 гг. преподавал в железнодорожных училищах. В 1917 г. с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт, написав выпускное сочинение «Кризис современной педагогики». Имел реальные перспективы научной карьеры, однако с 1918 г. избрал путь практической педагогики, работал инспектором Высшего начального училища в Крюковом Посаде Кременчугского уезда, заведовал начальным городским училищем в Полтаве.

С сентября 1920 г. – заведующий Полтавской колонией для правонарушителей (впоследствии – имени М. Горького), где решил осуществить методику «горьковского отношения к человеку». Именно М. Горькому в 1914 г. отослал А.С. Макаренко на отзыв свой первый рассказ «Глупый день», а с 1925 г. состоял с ним в переписке.

В 1928 г. М. Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, писал в письме к А.С. Макаренко:

«Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение»

Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, А.С. Макаренко, вопреки распространенной концепции врожденной доброкачественности или порочности людей, в духе коммунистического неопросветительства исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для воспитания достойного человека. Доказывать это бескорыстный энтузиаст начал в полуразрушенных зданиях первой колонии на зыбучих песках, а с 1927 г. – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников.

Последовавшие вскоре беспримерные успехи педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности.

Первые статьи А.С. Макаренко о колонии появились в 1923 г. в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стежками». В 1927 г. были написаны первые главы «Педагогической поэмы».

Тогда же А.С. Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии для широкого внедрения своего опыта, однако в связи с нападками со стороны педагогической общественности (основой которых были не столько действительные упущения А.С. Макаренко, сколько консерватизм и обыкновенная зависть менее удачливых коллег), после объявления летом 1928 г. Наркомпросом Украины его системы воспитания «несоветской», подал заявление об уходе с работы.

Интересно
С 1928 г. Макаренко работал над созданием нового коллектива – коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию трудных подростков в ходе общественного труда, но и окупала себя, давая государству огромную прибыль, и даже начала выпуск сложных приборов – фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электросверлилок, что выразилось в названии следующей книги Макаренко – «ФД-1» (1932). Уцелевшая часть рукописи опубликована в 1950 г.

С помощью М. Горького в 1933–1935 гг. была издана «Педагогическая поэма», вскоре принесшая ее автору всемирную известность и открывшая новую страницу в истории педагогики.

Уникальное художественное произведение о научном творчестве в области практического воспитания не только показывало путь должного развития личности, основанный на принципе целеполагания, «положительной» деятельности, продуктивности, гуманистической взаимопомощи и социальной ответственности и, главное, уважительного доверия к человеку, но и давало живые и убедительные типы воспитанников с разнообразными, часто агрессивными задатками и сложными судьбами, эволюцию их характеров, а также подкупающий правдивостью образ самого Макаренко – наставника, организатора, старшего друга, раскрывая процесс воспитания в конкретных (часто забавных, заранее проецирующих на разрешимость конфликта) ситуациях, психологический динамизм которых проявлялся главным образом в диалогах с их эффектом читательского присутствия и тонкой речевой индивидуализацией.

В 1933 г. после того как Харьковский театр стал шефом руководимой им коммуны, А.С. Макаренко пишет пьесу «Мажор» (опубликована в 1935 г. под псевдонимом Андрей Гальченко), нацеленную на передачу бодрого, жизнерадостного настроя коммунаров.

Следующей была «производственная» пьеса из жизни заводских оптиков, борющихся за устранение брака, – «Ньютоновы кольца» (не опубликована). А.С. Макаренко написал также сценарии «Настоящий характер», «Командировка» (1952), роман «Пути поколения» (незакончен).

В 1935 г. А.С. Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины, куда в сентябре 1936 г. на него из коммуны имени Ф.Э. Дзержинского поступил политический донос (А.С. Макаренко обвинялся в критике И.В. Сталина и поддержке украинских оппортунистов).

Писателю дали возможность «скрыться», он переехал в Москву (1937), где завершил работу над «Книгой для родителей» (1937; в соавторстве с женой Г.С. Салько).

Повести «Честь» (1937–1938; основана во многом на воспоминаниях автора о детстве) и «Флаги на башнях» (1938) продолжили темы предшествующих художественно-педагогических произведений писателя, но уже в романтически-апологетической тональности, акцентируя не столько трудности процесса, сколько блеск успешного результата многолетних усилий и отточенной педагогической техники (в ответ на упреки критики в идеализации изображаемого А.С. Макаренко писал: «Это не сказка и не мечта, это наша действительность, в повести нет ни одной выдуманной ситуации, нет искусственно созданного колорита, и жили мои колонисты, представьте себе, во дворце» (Литературная газета. 1939. 26 апр.).

Запрограммированный оптимизм Макаренко-воспитателя во второй половине XX в. был скорректирован достижениями современной педагогики, учитывающей и чуждое А.С. Макаренко обращение к наследственности, сфере подсознания, национальному менталитету и т. д.

Интересно
Однако время борьбы с «макаренковщиной» уже прошло: концепция и практический опыт А.С. Макаренко изучаются и поныне, находя отклик у многих педагогов разных стран, продолжая оставаться актуальным и в XXI в.

Активная публицистическая и литературно-художественная деятельность А.С. Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)