Опыт реформ в образовании
В любой стране реализация реформ осложняется двумя факторами: отсутствием механизмов их реализации и недостатком ресурсов.
19 июля 1999 г. 29 государств подписали Болонскую декларацию. В ней были сформулированы общие цели и принципы создания единой европейской системы образования. Основная цель – повышение качества образования и создание условий для высокой мобильности студентов, аспирантов и преподавателей, другими словами, создание нового общества, более открытого, с широкими возможностями. Подобный подход даст возможность пройти обучение в любом университете Европы.
Европа вступила в эпоху всеобщих и глубоких преобразований национальных систем образования. Основные элементы этого процесса:
- Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно – бакалавр/магистр).
- Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального), чтобы преодолеть «тупиковость» техникумовского образования и максимально исключить случаи «переучивания» с потерей предшествующих лет обучения.
- Тенденция к сокращению нормативного срока обучения. Общепринятая формула сопоставимых структур новых квалификаций высшего образования в Европе такова: бакалавр – не менее 3 лет, магистр – не менее 5 лет.
- Изменение в структуре и организации докторских программ. Отмена двухуровневых структур научных степеней. В ряде стран возможен выход на докторскую программу после получения квалификации бакалавра. Стимулируется программа «Европейский докторант», сутью которой является сотрудничество университетов разных стран в реализации совместных докторских исследований (в дальнейшем – общеевропейский институт докторантуры).
- Введение новых, преимущественно децентрализованных механизмов и процедур обеспечения качества образования: самооценка, внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества; прозрачность управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации концепции «управления качеством образования».
Кроме того, в рамках Болонского процесса предусматриваются:
- развитие дистанционного и непрерывного образования для обеспечения доступности образования на протяжении всей жизни (особенно последипломные формы);
- новые инструменты организации отдельных направлений функционирования высшего образования, например накопительный переводной кредит вместо академического часа учебной нагрузки;
- изменение содержания образования с учетом интересов работодателей;
- единое приложение к диплому (кстати, практически реализованное в России десятки лет назад);
- европейское высшее образование становится прагматичным и ориентированным на рынок труда;
- конкурентоспособность европейского образования обеспечит двухступенчатая система: массовая подготовка на базовом уровне и избирательная (платная) – на следующем.
Болонское соглашение предлагает образование по единой ступенчатой системе «3+2»: обучение в первые три года предполагает получение степени бакалавра, последующее обучение в течение двух лет – степени магистра. На каждой ступени необходимо накопить определенное количество зачетных единиц (кредитов): 180–240 единиц на 1–й ступени и 90–120 единиц на 2–й. Одна зачетная единица соответствует 25–30 часам аудиторных занятий и самостоятельной подготовки.
В случае перехода студента из одного в любой другой университет Европы предусмотрен перезачет кредитов по единой европейской системе. По завершении обучения каждый выпускник получает приложение к диплому единого образца Diрlоm suррlеmеnt, дающее возможность конвертирования дипломов. Мобильность, которую получат талантливые студенты и ученые, откроет новые возможности для их обучения и работы.
Образование признано сферой продуктивных вложений. Высокие показатели эффективности инвестиций в образование подтверждают необходимость их дальнейшего увеличения.
Доля государственного финансирования в образование тем ниже, чем ниже уровень развития страны (в Гаити 80% – частное финансирование).
Используются два направления привлечения внебюджетных финансов:
- • введение частичной или полной оплаты расходов за образование, в том числе через образовательный кредит;
- • стимулирование деятельности частного сектора.
Частный сектор в высокоразвитых странах чаще всего возникает в ответ на спрос на образование. В последнее время доля внебюджетных средств в образовании увеличивается.
Они формируются за счет привлечения средств населения по следующим направлениям:
- введение платы за образование и административные расходы;
- расширение негосударственного сектора послешкольного образования;
- предоставление платных студенческих кредитов;
- сокращение количественных субсидий в виде грантов;
- увеличение доли работающих студентов, которые способны сами оплачивать образование.
Платное образование широко распространено в Канаде, США, внедряется в Австралии, Австрии, Великобритании, Голландии, Португалии, Японии (табл. 2.1), невысокий уровень платы за образование во Франции и Бельгии. Против идеи платного образования выступают скандинавские страны Дания, Финляндия, Швеция. Причина тому – слабая дифференциация уровней зарплаты работников с общим средним и высшим образованием. Кроме этого, действует эффективная система студенческих кредитов (Швеция).
- Управление стрессом
- Подготовка курсовой работы в учебном процессе
- Пояснительная записка
- Стратегия конкуренции
- Реализация плана маркетинга
- Стратегия роста образовательного учреждения
- Разработка плана маркетинга образовательного учреждения
- Анализ рынка образовательных услуг
- Элементы системы управления
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу