Описание содержательных теорий мотивации

Н. С. Пряжников справедливо отмечает, что некоторые авторы теорий мотивации считают, что «каждая известная теория представляет собой явление в науке», другие «претендуют на то, чтобы быть “всеохватывающими”».

Однако ученые — специалисты по трудовой мотивации на современном этапе развития теории управления персоналом пришли к выводу, что универсальных, глобальных теорий не может быть, так как система мотивации должна подстраиваться и зависит от развития организаций, корпораций, отраслей производства, даже от состояния мировой экономики в целом.

Интересно
Теории мотивации обычно разделяют на две группы, выделяя содержательные и процессуальные. Авторы «содержательных концепций» (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд, Д. Мак-Грегор и др.) предполагали, что существуют определенные виды результатов, валентность которых неодинакова для различных людей, а также для одного человека в разные периоды его жизни. Предметом исследования содержательных теорий выступает содержание факторов трудовой мотивации — вид, количество, значимость и пр.

«Процессуальные теории» (В. Врум, Э. Локк, X. Хекхаузен и др.) имеют дело с соотношением поведения и потребностей (т. е. выражением потребностей через цели, мотивы или значимые результаты). В данном случае исследуется то, как происходит стимулирование — условия, способствующие актуализации и принятию мотивов, а также ожидания, регулирующие процесс мотивации.

Учитывая, что процессуальные и содержательные теории обращаются к совершенно разным аспектам мотивации, их следует не противопоставлять, а считать дополняющими друг друга. Каждая из них дополняет другую, имеет свои достоинства и слабости.

Возможность использования тех или иных положений этих теорий на практике зависит от специфики организации, ее географического местоположения, времени, характера труда, его условий и многих других факторов, главнейший среди которых — именно люди со своими индивидуально-психологическими особенностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)