Обучение в клинике в США с точки зрения методики

В 70-80-х годах клиническое образование в США приобрело бо­лее широкое распространение, а преподаватели клиники получи­ли заслуженное признание. Клиницисты начали писать о методи­ке преподавания, обращая основное внимание на вопрос о том, “что делали и должны делать преподаватели клиники, как увя­зать методику преподавания в клинике со всей программой обучения в вузе и каковы должны быть цели и задачи обучения в клинике”.

Практические работники, решившие посвятить себя работе в клинике, понимали, что недостаточно только работать над настоящими делами или водить студентов в суд. Нужно было думать о целях клинического образования и разрабатывать такие методы преподавания, которые будут способствовать достижению этих целей.
Например преподаватели клиники отметили необходимость решения следующих задач:

  • обучение навыкам, связанным с выполнением практических задач, например, ведение интервью, консультирование, переговоры, навыки выступления в суде и т.д.;
  • обучение навыкам анализа, что не входит в традиционные учебные программы юридических вузов, т.е. решение проблем, принятие решений, формулирование фабулы и ее проверка;
  • создание у студентов представлений о том, что значит быть юристом в конкретном обществе;
  • обучение студентов профессиональным навыкам;
  • обучение студентов навыкам использования собственного опыта и опыта своих коллег.

В конце 80-х годов был подготовлен доклад Комитета о развитии университетских клиник, в котором говорилось, что клиническое образование – это прежде всего метод обучения. Этот метод в основном характеризуется следующим: студентам пред­лагаются проблемные ситуации, аналогичные тем, с которыми юристы сталкиваются на практике; студенты решают эти проблемы в ролевой игре; от студентов требуется взаимодействие со сво­ими коллегами для определения и решения этих проблем и, воз­можно, самое главное – работа студента подвергается тщательному критическому анализу.

Преподаватели юридических клиник часто являются членами ассоциаций, которые всячески способствуют развитию клинического образования. Ассоциация американских юридических ву­зов при ABA, Ассоциация клинического юридического образования (CLEA) и SALT – это организации, которые проводят конференции, содействуют научно-исследовательской работе через журнал “Clinical Law Review”, организуют учебные команди­ровки и способствуют установлению связей между преподавателями клиник.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)