Обучение профессиональным навыкам

Мы вошли в комнату, и на нас не обратили особого внимания. Несколько молодых и не очень молодых людей сидели на полу и играли в кубики, перебрасываясь отдельными фразами, остальные обступили играющих. Профессор Ком выделялся не­сколько более солидными залысинами и более протертыми джин­сами, он только что объяснил правила игры. Присмотревшись и прислушавшись, мы обнаружили в действиях играющих определенный смысл. Один из них внимательно смотрел на уже построенное из кубиков здание причудливой формы и пытался его описать, однако, лишь отвечая на вопросы второго участника. Периодически студенты и профессор прерывали спрашивающего, и тогда он, подумав, переформулировал свой вопрос. В это время третий участник игры, сидевший спиной к игрушечной постройке, пытался из аналогичного набора кубиков повторить конструкцию. Он не видел здания, подсказкой ему служили толь­ко ответы на вопросы, собственное воображение и здравый смысл…

Так в августе 1997 г. в межвузовской юридической клинике Вашингтона проходили обычные занятия по курсу судебной адвокатуры. Студенты последнего года обучения тренировались восстанавливать картину события посредством допроса очевидца, отрабатывая при этом навыки общения, постановки открытых, закрытых, наводящих вопросов, задумываясь о проблемах коммуникации, несовершенстве человеческого восприятия, пере­дачи и интерпретации информации.

Эта “игра в кубики” оказалась тщательно разработанным, спланированным и грамотно проведенным упражнением, она просто и наглядно продемонстрировала нам суть того, что мы называем интерактивными методиками обучения.

В клиническом юридическом образовании применяются многочисленные методики, технологии, педагогические приемы. Иногда выделяют традиционные и инновационные методики. Можно предложить деление методик на пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методики. Студент выступает в роли объекта обучения, он должен усвоить и воспроизвести материал, который пере­дается ему преподавателем – источником знаний (иногда эти ме­тодики называют репродуктивными). Обычно это происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача информации от преподавателя к студенту), чтении, демонстрации. Студенты при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных заданий.

Активные методики. Студент в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Отчасти здесь также за­метна однонаправленная передача студентом информации, ранее полученной от преподавателей или из литературы. Но появляется и обратная связь- вопросы от студента к преподавателю, вопросы преподавателя, развивающие творческое мышление. Студент устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем, но не с другими членами группы. Такие методики занимают сегодня основное место на семинарских занятиях и в самостоятельной работе студентов.

Интерактивные методики. Интерактивные методики (от англ. interact – взаимодействовать, т.е. находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга) предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве): и студенты, и преподаватель являются субъектами обучения. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и соб­ственное поведение. Студенты погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего юриста.

Представленная классификация методик достаточно условна. в ее основание положена роль студента, возрастающая по мере перехода от пассивных к активным и интерактивным методикам. Приоритет в обучении профессиональному мастерству отдается интерактивным методикам как наиболее естественным, создаю­щим среду для демонстрации навыков, выработки и проявления профессиональных качеств.

Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т.е. включают в процесс обучения “целостного человека”. Это позволяет увеличить процент усвоения материала. Результаты исследования, проведенного в 80-х годах Национальным тренинговым центром (штат Мэриленд, США), представлены на схеме, получившей название “пирамида обучения”.

В зависимости от индивидуальных особенностей студентов, преподавателя и их подготовки результаты могут отклоняться от названных показателей, но в целом с выявленной закономерностью соглашается большинство студентов и преподавателей, особенно когда они вспоминают собственное обучение.

Можно задуматься о цели применения и месте различных видов методик, исходя из того познавательного уровня, на который они выводят студента:

Пассивные методики в основном ориентированы на уровни знания и понимания, в то время как активные и интерактивные методики охватывают все познавательные уровни.

Интерактивные методики – не новое слово в образовании, с ними в той или иной мере знакомо большинство студентов и пре­подавателей, но используются они, в том числе и при подготовке юристов, явно недостаточно. Иногда эти методики воспринимаются как некое излишество, украшение, без которого можно и обойтись. Часто им отводится место лишь на практических занятиях, в экспериментальных (инновационных) программах и кур­сах. В действительности нет серьезных препятствий для использования интерактивных методик и во вполне традиционном учебном процессе – в ходе лекций и семинарских занятий, в том числе по теоретическим дисциплинам. При обучении практическим навыкам (в ходе программ клинического обучения, практических спецкурсов, практикумов и т.п.) эти методики признаны приоритетными.

Обучение профессиональному мастерству не может быть за­вершенным. После окончания одной из программ “Академии прав человека” нами было получено письмо от студента, который (в шутку?) утверждал следующее: “Зимняя школа поставила жир­ную точку в формировании у меня профессиональных навыков юриста”. Окончание любого курса, программы ставит в форми­ровании навыков лишь многоточие… Нет предела совершенству. Процесс приобретения и совершенствования навыка можно пред­ставить в виде бесконечной спирали повышения компетентности. Каждый виток такой спирали выглядит следующим образом:

Обучение профессиональным навыкам в вузе часто останавливается на уровне осознанной некомпетентности. Практика, ста­жировки, работа в юридической клинике позволяют выйти на уровень осознанной компетентности. Но с окончанием вуза и на­чалом самостоятельной профессиональной деятельности начина­ется самый продолжительный период обучения – повышение профессиональной квалификации.
Оно может быть либо обязательным в форме периодического прохождения курсов на базе специальных учебных заведений, либо предусмотрено планом ра­боты органа или организации, где работает юрист, профессиональной ассоциации, в которой он состоит. Наконец, каждый юрист старается повышать свою квалификацию самостоятельно или во взаимодействии с коллегами.

Рассмотрим некоторые подходы, методики, технологии, приемы, которые могут быть использованы при освоении и развитии про­фессиональных навыков. Их можно использовать во время занятий, предусмотренных учебным планом, в юридической клинике, при самостоятельной работе студентов, при повышении квалификации. Каждый преподаватель или организатор занятий использует те или иные методики, разрабатывает новые в зависимости от цели занятия, предпочтений и опытности участников и преподавателя.

Владение этими методиками и формами работы может пригодиться не только во время учебных занятий, но и непосредствен­но в ходе профессиональной деятельности. При использовании интерактивных методик, основанных на обучении через действие, воспроизводятся ситуации, взаимоотношения, задачи, характер­ные для повседневной работы юриста. И те же приемы (это касается техники разрешения проблем, работы в малых группах, моделирования ситуаций) можно использовать в работе юридической консультации, фирмы, отдела, подразделения правоохранитель­ных органов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)