Общие положения о таможенной стоимости товаров в рамках ЕАЭС

Таможенная стоимость — это та стоимость товаров, которая используется в целях таможенного обложения, т. е. в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления таможенных платежей (пошлин, НДС и сборов за таможенные операции).

Основное назначение таможенной стоимости товаров — быть базой для расчета таможенных платежей.

Наличие общедоступной методики и установленных правил определения таможенной стоимости ставит всех участников ВЭД в равные условия и позволяет существенно повысить степень определенности при организации внешнеторговых операций, заранее просчитать все необходимые экономические параметры заключенных сделок.

Положения о таможенной стоимости товаров в рамках ЕАЭС основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Таможенная стоимость в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется, если при ввозе товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется таможенная процедура, за исключением помещения под:

  • таможенную процедуру таможенного транзита,
  • таможенную процедуру таможенного склада,
  • таможенную процедуру уничтожения,
  • таможенную процедуру отказа в пользу государства,
  • специальную таможенную процедуру.

В случае если товары, помещенные под одну из таможенных процедур, помещаются под иную процедуру, таможенной стоимостью таких товаров является таможенная стоимость товаров, определенная при их первом помещении под таможенную процедуру, а если в ДТ были внесены изменения в части, касающейся сведений о таможенной стоимости товаров – таможенная стоимость товаров, определенная при внесении таких изменений.

Таможенная стоимость товаров определяется в валюте того государства-члена, в котором подлежат уплате таможенные и иные платежи. В случае если при определении таможенной стоимости товаров требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Введение любой системы налогообложения предполагает для обеспечения эффективности ее действия наличие, по крайней мере, двух моментов:

  • во-первых, установление четкого порядка исчисления базы налогообложения, т. е. определения перечня основных элементов (структуры) этой исходной базы правил их определения;
  • во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил расчета базы налогообложения.

Именно этим целям служат законодательное установление структуры понятия «таможенная стоимость товаров» и жесткая регламентация порядка определения. Помимо основного назначения, таможенная стоимость прямо пли косвенно используется также н для иных таможенных целей, таких как ведение таможенной статистики, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, контроль эквивалентности встречных товарных отправок, осуществление валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль над соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Начисление и уплата пошлин на товар производятся на основе таможенной стоимости, т. е. таможенная стоимость является основой для начисления адвалорных таможенных платежей. Эта и остальные функции таможенной стоимости наглядным образом продемонстрированы на рис. 2.1.

Кроме обеспечения реализации фискальных функций, наличие механизма определения и контроля таможенной стоимости способствует решению задач построения рыночной экономики путем создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов: все участники ВЭД ставятся в равные условия с точки зрения правил расчета установленных законом пошлин и налогов при ввозе товаров.

Основными принципами определения таможенной стоимости импортируемых товаров на территорию ЕАЭС являются следующие:

  1. Исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой.
  2. Закрепление в качестве первоосновы для таможенной стоимости товаров стоимости сделки импортируемых товаров. Таким образом, таможенной стоимостью товара должна выступать стоимость, фактически уплаченная или подлежащая уплате за импортируемые товары, или, другими словами, пена товара, определенная внешнеторговым договором (сделки купли-продажи) с учетом дополнительных расходов (издержек), понесенных покупателем при подготовке и исполнении конкретной сделки купли-продажи.
  3. Строгая последовательность использования методов определения таможенной стоимости. Методы определения таможенной стоимости товаров применяются в той последовательности, в которой они перечислены в главе 5 ТК ЕАЭС. Каждый последующий метод используется, если таможенная стоимость товаров не может быть рассчитана с использованием предыдущего метода. Переход от одного метода к последующему имеет своей целью произведение объективного расчета таможенной стоимости товаров и не направлен на поиск метода для расчета заниженной (что в интересах участника внешнеэкономической деятельности) пли завышенной (в интересах государства) налогооблагаемой базы.
  4. Объективность определения таможенной стоимости товаров. В ТК ЕАЭС в качестве общего правила указано, что таможенная стоимость товаров устанавливается на основании информации, доступной в стране импорта. Любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому порядок установления таможенной стоимости, с одной стороны, должен быть общенациональным, увязанным (скоординированным) с общей налоговой системой, порядком ведения бухгалтерского учета н другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, он должен соответствовать международным нормам. Чтобы величина таможенной стоимости товаров отражала истинное значение, следует использовать количественно определяемую и документально подтвержденную достоверную информацию. В качестве примера количественно определяемой информации можно привести количество товара, контрактную цену за единицу товара и другие сведения, которые влияют на искомую величину таможенной стоимости товара. Документальное подтверждение достоверности информации предполагает наличие соответствующих документов (например, внешнеторговых контрактов, счетов-фактур, спецификаций).
  5. Общеприменимость процедуры определения таможенной стоимости товаров. В соответствии с ТК ЕАЭС процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, т. е. не различаться в зависимости от источников поставки товаров. Это означает, что порядок установления таможенной стоимости товаров един и не зависит от вида товаров, страны-экспортера, специфичности участника ВЭД, выступающего импортером, целей осуществления внешнеэкономической сделки и непосредственно характера этой сделки (например, купля-продажа, дарение, бартер и т.д.).
  6. Невозможность использования процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров для борьбы с демпингом. Занижение таможенной стоимости товаров участниками внешнеэкономической деятельности – явление нередкое. Например, в ходе анализа Южным таможенным управлением оперативной обстановки при таможенном оформлении ввозимых товаров с целью установления преобладающих рисков выявлено, что риск, связанный с существенным несоответствием между ценой ввозимого товара и ценой идентичных и однородных товаров, является доминирующим. Поэтому при ввозе товаров по демпинговой цене, т. е. ниже нормальной стоимости товара на внутреннем рынке страны покупателя, необходимо определить, является ли эта цена фальсифицирований, либо в ней не учтены все элементы и факторы, обязательные при расчете таможенной стоимости товаров. Если импортер, использующий демпинговые цены, докажет, что для этого есть основания (например, изучение спроса на новый товар на внутреннем рынке страны-импортера), то в этом случае можно применить метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами при соблюдении всех требований и условий, установленных ТК ЕАЭС. Для принятия решения в подобных случаях большое значение имеют особенности формирования внутренних цен в стране-экспортере. Знание механизма формирования внутренних цен позволяет выявлять и отделять случаи фальсификации цен, направленные на занижение таможенной стоимости, от случаев действительно низких цен, которые допустимо использовать при определении таможенной стоимости товаров.
  7. Наделение таможенных органов полномочиями по проверке в порядке, предусмотренном таможенным законодательством ЕАЭС, подлинности документов, предоставленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверности содержащихся в них сведений. В соответствии с положениями ТК ЕАЭС ничто в нем не должно быть истолковано как ограничивающее или ставящее под сомнение права таможенных администраций убеждаться в правдивости или точности любого заявления, документа или декларации, предоставленных для целей таможенной оценки. Данный принцип предусматривает возможность консультаций между импортерами и таможенными органами на условиях соблюдения конфиденциальности для установления истинной основы определения таможенной стоимости товаров.
  8. Невозможность использования произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

Этот принцип закрепляет необходимость использования количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации о таможенных стоимостях товаров как импортерами, так и таможенными органами в процессе контроля правильности установления таможенной стоимости и ее корректировки.

Интересно
Следование данному принципу требуется во избежание необоснованного использования таможенными органами иных методов определения таможенной стоимости товаров, чем предложенные в каждом конкретном случае участником внешнеэкономической деятельности, и применения к конкретным товарам безадресных (ориентировочных) среднеконтрактных цен на товары, обобщенные по группам.

На основе изложенных принципов можно сделать вывод, что таможенная стоимость товаров представляет собой расчетную величину, используемую государствами – членами ЕАЭС в качестве экономической основы при регулировании внешнеэкономической деятельности, являясь экономической категорией, функционально направленной на практическую реализацию законодательства стран – участниц союза в таможенных вопросах.

Принципы определения таможенной стоимости товаров наряду с установлением условий и порядка применения методов определения таможенной стоимости также имеют своей целью гарантию равного и справедливого подхода ко всем участникам внешнеэкономической деятельности при соблюдении и защите интересов как государства, так и участников ВЭД.

В условиях развивающихся рыночных отношений государству необходимо уделять большое внимание регулированию внешнеторговой деятельности. Причины тому очевидны: благосостояние государства, в частности проживающих в нем граждан, всецело зависит не только от внутреннего состояния экономики, но и от степени развития и благополучия внешнеэкономических связей государства и занимаемого им в лучшем случае не последнего места на мировом рынке. В настоящее время увеличивается значимость развития партнерских взаимоотношений с участниками ВЭД, непосредственно способствующих ее росту.

Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном согласно методу 1. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии методами 2-3, применяемыми последовательно.

При этом могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В процессе консультаций таможенный орган и декларант могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государств-членов о коммерческой тайне.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии методами 2-3 в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии методом 4, либо расчетная стоимость товаров в соответствии с методом 5. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить методы 1-5, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с резервным методом 6 (рис. 2.2).

В связи с созданием в 2014 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членами которого стали Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия, большинство таможенных вопросов регулируются на наднациональном уровне, т. е. таможенным законодательством ЕАЭС. При этом отдельные вопросы могут регламентироваться российским законодательством в сфере таможенного дела.

В настоящее время таможенной стоимости (ТС) товаров посвящены:

  • глава 5 Таможенного кодекса ЕАЭС.
  • глава 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)».
  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 № 202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)».
  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 № 214 «О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров».
  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.12.2012 № 273 «О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров».
  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 № 138 «О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров».
  • Положения о ТС товаров основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Основным методом определения таможенной стоимости принято считать метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)