Определение контрактной цены ввозимого товара

Многообразие связей мирового рынка порождает и множество цен в международной торговле. Товар одинакового качества, поставляемый на одинаковых условиях (фрахтовая база, форма оплаты, срок и объем поставки и т.п.), в одном и том же центре международной торговли имеет различные по уровню цены обычных регулярных коммерческих сделок. Данную множественность цен можно объяснить действием различных факторов (структура рынка, проводимая налоговая, таможенная политика и т.п.).

Вопрос о современных мировых ценах является сравнительно простым, когда речь идет о сырьевых товарах, в значительной мере однородных и стандартизированных. Сложнее решается вопрос о мировых ценах, когда дело касается промышленных изделий вообще, и в особенности машин и оборудования, представленных на рынках множеством видов с различными качественными и другими характеристиками.

Однако и в этой области покупатель, несмотря на разнообразные конструктивные особенности предлагаемых ему в различных странах машин и оборудования, сравнивает их цены и путем соответствующего анализа приходит к выводу о том, какое оборудование ему больше подходит и обойдется сравнительно дешевле.

Контрактная цена это цена фактической сделки, указываемая в международном договоре купли продажи, отражающая реальный уровень цен на товар определенного качества при оговоренных условиях поставки и платежа.

При установлении контрактной цены определяются:

  • единица измерения цены;
  • валюта цены;
  • уровень цены;
  • способ фиксации цены;
  • базис цены.

Порядок определения единицы измерения цены зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром на мировом рынке.

Цена в контракте может быть установлена за:

  • определенную количественную единицу (или за определенное число единиц) товара, указанную в обычно применяемых в торговле данным товаром единицах измерения;
  • весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты и др.);
  • весовую единицу в зависимости от колебаний веса, содержания посторонних примесей и влажности.

Цена в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте «третьей страны». При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесценению.

Способы фиксации контрактных цен:

  1. Твердая фиксированная цена – устанавливается на дату подписания контракта и остается неизменной вплоть до его исполнения. Такие цены используются при незначительных сроках исполнения контрактов и если в этот период не ожидается существенных скачков цен. Для продавцов эти цены выгодны в случае, когда тенденция цен на рынке направлена в сторону понижения.
  2. Твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки – так же, как и в первом случае, цена фиксируется в контракте, однако при этом оговариваются условия ее корректировки, например, если цены на рынке в период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5%.
  3. Цена с последующей фиксацией – в контракте устанавливается принцип определения цен, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Эти цены применяются в случае, если в период исполнения контракта на рынке предполагается сильное повышение цен, которое трудно оценить заранее с приемлемой точностью. Данный способ определения контрактных цен удобен также для долгосрочных контрактов, которые предусматривают периодические поставки в течение ряда лет. В торговле цветными металлами, например, цены в этом случае могут определяться на основе биржевых котировок, соответствующих дате поставки очередной партии товара.
  4. Скользящая цена – это цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происходящих в период исполнения контракта. Эта цена применяется в контрактах на товары длительного цикла изготовления. Цена, предусмотренная в контракте, корректируется при изменении ценообразующих факторов (заработной платы, стоимости сырья и т.д.) в период действия контракта. Одновременно оговариваются и пределы (как правило, в процентах) отклонения фактической цены от контрактной в ту или иную сторону (например, 5%).
  5. Смешанная цена – одна часть цены является твердой, фиксированной, другая – скользящей.

Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в цену товара. Представленные выше сведения о мировых контрактных ценах являются теоретическими. Однако на практике в контрактах, представляемых к таможенному оформлению, цена товара часто определена нечетко либо мало конкретизирована, что весьма затрудняет процесс контроля правильности определения таможенной стоимости товаров. Полнота информационного обеспечения – итог кропотливой работы по сбору и предварительной обработке больших массивов данных, в ходе которой нередки столкновения с трудностями как методико-технического, так и коммерческого характера.

Интересно
Сотни различных организаций в зарубежных странах заняты сбором исходной ценовой информации, ее аналитической обработкой, хранением и распространением на коммерческой основе. В их числе органы государственной статистики, консультационные и исследовательские фирмы, торговые издательства и торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей и т.д.

Их усилиями разнородная информация приводится к сопоставимому виду, выстраивается во временные ряды ценовых показателей, которые позволяют без особого труда определить общие тенденции динамики цен на рынке и практически незаменимы при анализе и разработке прогнозов цен. Базисные условия сделок определяются на основе Инкотермс.

Любой базис поставки определяет, прежде всего, положение товара по отношению к транспортному средству. Базисные условия поставки товаров с точки зрения затрат, связанных с поставкой, устанавливают их разделение между продавцом и покупателем.

Базисные условия сделки имеют отношение только к стоимости перевозки и страхованию груза от возможных рисков во время перевозки. Они не указывают прямо на право собственности, на момент перехода права собственности с продавца на покупателя, на изменение титула товара. Все условия Инкотермс базируются на принципе, что риск частичной или полной утраты груза переходит с продавца на покупателя после того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке.

Обязательства, связанные с затратами, распределяемыми между продавцом и покупателем в зависимости от принятых в договоре купли-продажи базисных условий поставки, включают:

  • погрузку товара со склада продавца на транспортное средство покупателя или перевозчика, с которым покупатель имеет договор перевозки внешнеторгового груза;
  • перевозку по территории страны продавца до выходного порта, пограничной станции или грузового терминала аэропорта;
  • подготовку и заключение контракта на транспортно-экспедиторское обслуживание;
  • оформление вывозной (экспортной) документации;
  • таможенную очистку, включая оформление таможенной декларации;
  • экспортные сборы и пошлины, включая портовые и иные сборы (например, гербовые);
  • погрузку на грузовом участке перевозчика, в том числе на транспортное средство покупателя или его транспортного агента;
  • заказ транспортного средства с учетом его позиции в порту (при водных перевозках) или на указанном в договоре терминале;
  • страхование груза на период перевозки с учетом специфических особенностей груза и маршрута следования;
  • оплату стоимости перевозки, международного фрахта, обеспечение других провозных плат;
  • разгрузку на иностранном грузовом участке или в ином месте назначения груза;
  • оформление коммерческой документации в стране транзита или назначения груза;
  • таможенную очистку в иностранном порту;
  • все импортные сборы;
  • перевозку по территории страны-покупателя до указанного в договоре места назначения товара;
  • разгрузку в месте назначения (складирования) груза.

В зависимости от условий (базиса) поставки расходы по доставке товара либо уже входят в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, либо должны доначисляться к этой цене дополнительно. При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т.д.).

Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы. При транспортировке товара существуют также риски, связанные с порчей или потерей товара. В настоящее время основное многообразие возможных вариантов распределения обязанностей по доставке товара от продавца к покупателю описываются Международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс.

Инкотермс (Incoterms) – это международный свод правил по трактованию широко используемых терминов в области внешней торговли, стандартные условия договора купли-продажи, которые определены заранее. Правила Инкотермс определяют все риски, стоимость и обязанности по доставки какого-либо товара от продавца к покупателю.

Правила Инкотермс представляют собой сокращённые термины, отражающие практику купли-продажи. Впервые эти правила были опубликованы в 1936 году (Инкотермс-1936). После чего были сделаны поправки и дополнения в 1953, 1967, 1980, 1990, 2000, 2010 и 2020 годах (рис. 1.2).

Условия поставки Инкотермс не являются международным договором. Однако если в договоре есть ссылки на условия поставки Инкотермс, то при внешнеэкономических спорах государственные органы обязаны учитывать его положения. В России базисные условия поставки Инкотермс носят рекомендательный характер. Юридическую силу носят только положения контракта, имеющие ссылку на эти правила.

Актуальной редакцией правил, действующей с 1 января 2020 года, являются Инкотермс-2020, но это не отменяет действие предыдущих редакций. Другими словами, контракты, заключённые по правилам Инкотермс-2010, остаются в силе даже после 2020 года. Стороны договора купли-продажи товаров вправе выбрать любую версию правил Инкотермс для своих контрактов, при этом важно чётко указать избранную редакцию правил – Инкотермс2010 или Инкотермс-2020.

Согласно Инкотермс-2020 все торговые термины делятся на 4 группы:

  1. Группа Е – отправление, т.е. продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии.
  2. Группа F – основной фрахт не оплачен, т.е. продавец предоставляет товар в попечение первого перевозчика, указанного покупателем и им зафрахтованного.
  3. Группа С – основной фрахт оплачен, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в попечение перевозчика.
  4. Группа D – прибытие, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в распоряжение покупателя в согласованном месте назначения с оплатой или без оплаты пошлины.

Основные отличия Инкотермс-2020 от Инкотермс-2010:

  • DAT переименован в DPU, чтобы не путать с созвучным DAP – поставкой без разгрузки, а также чтобы не ограничивать место доставки только терминалами;
  • FCA позволяет обязывать перевозчика выдавать продавцу коносамент с отметкой «на борту», что ранее соблюдалось плохо;
  • CIF, как и ранее, предусматривает минимальный уровень страховки, но предоставляется возможность увеличить страховое покрытие;
  • CIP предусматривает обязательный максимальный уровень страховки, но предусмотрена возможность его снизить;
  • предусмотрены ситуации, когда груз перевозится не сторонним перевозчиком, а транспортом, находящимся в собственности одной из сторон;
  • в разделе А9/В9 теперь указывается список расходов;
  • более подробно указаны моменты, связанные с таможенным оформлением грузов: экспорт, транзит, импорт;
  • уделено большее внимание вопросам безопасности.

Далее рассмотрим подробнее базисные условия поставки Инкотермс 2020 года.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)