Общие методологические принципы диагностики

Понятие «диагноз» встрогом, первоначальном смысле слова связано с ме-дициной и считается сферой компетенции врача. В медицине диагнозом принято называть квалификацию болезни или болезненного состояния в соответствии с общепринятой классификацией болезней, с указанием ее этиологии и патогенеза, синдромологической характеристики и характера течения.

Однако при проведении «психологической диагностики», «логопедической диагностики», «педагогической диагностики» не ставится задачи установления диагноза, поскольку в соответствующих дисциплинах такая категория отсутствует.

Целью диагностики в этих случаях не является обнаружение бо-лезни. В работах А. Гезелла (1930) и Л. С. Выготского (1983) была создана ме-тодологическая основа для использования такой категории, как «диагноз», в психологии аномального развития и в дефектологии. Однако дальнейшего развития эти идеи не получили.

В работе Л. С. Выготского «Диагностика раз-вития и педологическая клиника трудного детства» (1936, 1983) обсуждается содержание таких понятий, как «симптоматический педологический диагноз» и «диагноз развития». Особенно важной и конструктивной нам представляется концепция «диагноза развития».

«Диагноз развития», как его представлял Л. С. Выготский, — интегральное понятие, включающее оценку уровня развития разных систем организма (как психологических, так и физиологических), рассмотренных в их системном взаимодействии. Под «уровенем развития» по-нимается определенный этап онтогенеза, которому присуще особое качество.

По мнению автора, есть смысл оценивать уровень развития разных систем организма отдельно, дифференцированно, так как каждой из них присущи свои особые закономерности развития. При диагностике уровня развития у детей с дизонтогенезом важно не ограничиваться симптоматологаческим, описательным уровнем диагностики.

Необходим качественный, содержательный анализ всего симптомокомплекса, «динамических процессов» и причинных механизмов, лежащих в их основе. Центральной проблемой в такой диагностике Лев Семенович считал «вскрытие механизма симптомообразования: как развился, с помощью какого механизма возник… данный симптом».

Для более надежного суждения о природе аномального развития он считал необходимым не ограничиваться амбулаторным однократным исследованием, а дополнять его динамическим наблюдением. Подобная диагностика должна включать и определение прогноза дальнейшего развития.

Автор очень тонко подметил тот факт, что диагноз развития одновременно является и прогнозом: «Содержание прогноза то же, что и диагноза, но первый строится на умении настолько понять внутреннюю логику… процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь детского развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде».

В последующие годы осо-бенности развития патопсихологии детского возраста в России были таковы, что задача целостной оценки состояния фактически не ставилась. Психологи-ческое исследование ограничивалось частными заключениями о состоянии личностной сферы, познавательных способностей, интеллекта, мышления, памяти. Заключение медицинского психолога оставалось лишь дополнением к психиатрическому диагнозу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)