Общая характеристика функциональной системы языка и речи

Существует много определений понятия «язык». Их содержание зависит от того, в рамках какой научной дисциплины они созданы. С позиций психологического и психолингвистического подхода язык — это система знаков и набор правил их использования для построения высказываний. А. А. Залевская приводит два определения языка:

«…индивидуальная система концептов и стратегий пользования ими в процессах говорения и понимания речи…»;

«…система функциональных ориентиров и опор, необходимых для успешности производства и понимания речи…».

Развитие языка и речи является неотъемлемой частью психического онтогенеза. Сама структура языка тесным образом связана со структурой базовых психических процессов и поведения. По мнению Дж. Брунера, «…структура языка достаточно точно соответствует психическим явлениям и процессам, которые он должен кодировать».

Именно это, как он полагает, придает сходство грамматическим системам разных языков, является основой ряда универсальных принципов, лежащих в основе разных грамматик. «Факты усвоения языка не могли бы быть таковыми, если бы детям не были доступны фундаментальные схемы действия и внимания на начальном этапе процесса усвоения».

Речь — форма (точнее, одна из форм) реализации вышеуказанных правил посредством порождения высказываний в звуковой форме. С психологической точки зрения речь, речевое поведение можно рассматривать как совокупность навыков, необходимых для осуществления коммуникативного поведения.

Процесс организации         коммуникативного      и        речевого                         поведения,                   построения высказываний в звуковой форме требует использования ряда когнитивных механизмов, создающих операциональное обеспечение процесса порождения речи.

Данные когнитивные операции необходимы для перевода целостного замысла в сегментированную форму, для отбора необходимых языковых единиц и их организации в целостную программу высказывания, для линейной, сукцессивной организации этой программы, для моторного программирования и последовательной реализации этой программы.

Совокупность языковых единиц, правил их комбинирования     для    построения     высказывания,     психофизиологические механизмы реализации высказываний в речевой форме образуют функционал

ьую самоорганизующуюся систему. С учетом перечисленных ее компонентов и решаемых ею задач данную систему правомерно именовать функциональной системой языка и речи (ФСЯР). Она создает базовое психофизиологическое обеспечение для коммуникативно-речевой деятельности.

Ее системообразующим фактором является общая задача и результат — порождение высказываний в процессе речевой коммуникации. Как и многие другие функциональные системы, ФСЯР включает ряд подсистем, которые, в свою очередь, могут иметь собственные подсистемы (второго порядка). Каждая из подсистем имеет определенную специализацию и некоторую автономию как в процессе функционирования, так и в ходе развития.

Концепция функциональной системы языка и речи предложена в качестве модели, позволяющей интегрировать весь массив экспериментальных данных, теорий, накопленных в рамках разных научных дисциплин. На основе данных физиологии     ВНД , психолингвистики, нейропсихологии модель ФСЯР можно представить как включающую три основных подсистемы: семиотическую, программирования и интерпретации речевых актов и регуляционную.

Семиотическая языковая подсистема в рамках ФСЯР является высшим, знаковым уровнем комплекса коммуникативно-речевых навыков (по Я. А. Бернштейну) к обеспечивает формирование языковых единиц, усвоение и использование конвенционального набора правил их использования в процессе порождения высказывания.

В лингвистике выделяют следующие уровни этой подсистемы (они же называются уровнями системы языка): фонематический (фонологический), лексический, синтаксический, морфологический.

Подсистема программирования высказываний, интерпретации речевых актов и контроля над процессом их реализации и декодирования. Данная подсистема обеспечивает переход от одной системы кодов к другой.

У пациентов с моторной афазией особенно наглядно представлены последствия ее распада при сохранности семиотической подсистемы, эффективно использующейся на импрессивном уровне. По существу процесс функционирования этой подсистемы и является основным содержанием многочисленных моделей порождения и понимания речи, представленных в литературе.

Первоначальный       замысел      высказывания       представляет       собой слабоструктурированное, аморфное образование. Он должен преобразоваться в нечто расчлененное, более четко оформленное в смысловом отношении и сегментированное посредством смыслового или глубинного синтаксирования.

Полученный «продукт», в свою очередь, должен быть преобразован в знаковую форму с использованием языковых        единиц      разных         уровней                    (фонологического,    лексического, морфологического).

Поскольку речевые высказывания реализуются только в линейном       виде,  в       сукцессивной  форме,       важным       компонентом программирования высказывания      является      операция      поверхностного синтаксирования. Синтаксирование или процесс линейной организации фраз включает операции трансформации симультанно представленного материала в сукцессивно     организованный     ряд.     Все     перечисленные     преобразования происходят практически параллельно.

Это требует эффективного управления когнитивными ресурсами одновременно на разных уровнях, в разных подсистемах, что возможно лишь благодаря работе регуляционной подсистемы. Она должна обеспечивать их координацию, соподчинение, ресурсное обеспечение.

Финальный акт порождения высказываний состоит в построении моторной                     программы      высказывания,      содержащей      сегментарный      и супрасегментарный уровни. Это включает как использование целостных моторных паттернов, соответствующих синтагме или фразе, так и реализацию более дискретных моторных подпрограмм, соответствующих фонетическому слову, морфу, слогу.

Сенсомоторное и когнитивное обеспечение этой подсистемы     включает     слуховую                     перцепцию       и                слухоречевой гнозис, кинестетическую перцепцию и кинестетический и динамический (или кинетический)  праксис,      моторную                     регуляцию      ляринго-фарингеальных тонических       модуляций,       кратковременную       и       оперативную       память (слухоречевую и моторную).

Все перечисленные преобразования при порождении высказываний происходят практически параллельно. Это требует эффективного управления когнитивными ресурсами одновременно на разных уровнях, в разных подсистемах, что возможно лишь благодаря работе регуляционной подсистемы.

Она должна обеспечивать их координацию, соподчинение,    ресурсообеспечение.       Регуляционная                            подсистема   делает возможной координацию работы всех звеньев ФСЯР, участвующих в процессе порождения      речи       или           декодирования      текстов,      оптимизацию        их операционального и энергтического (активационного) обеспечения, адаптивно выбирает стратегию языковых и речевых процессов, некоторые их формальные характеристики соответственно внешнему и внутреннему (ментальному) контекстам.

На    обоснованность     выделения     подобной    подсистемы     как самостоятельной указывает ряд авторов. Нечто похожее описывают Т. A. van Dijk и W. Kintsch (1988) в рамках модели обработки связных текстов. Этот аналог описывается в данной работе как «управляющая система».

На наш взгляд, это заслуживает подробного цитирования: «При необходимости обработки какого-либо текста управляющая система насыщается определенной информацией о типах ситуации и      текста,      целях    читающего,              слушающего или пишущего/говоряшего, схематической суперструктурой и макроструктурами (основное содержание, суть темы) текста или планами его порождения.

Управляющая системa контролирует обработку в кратковременной памяти, активизирует и актуализирует необходимое эпизодическое и более общее семантическое знание, обеспечивает взаимодействие информации высших и низших уровней в долговременной памяти и т. д. Управляющая система гарантирует приведение в действие всех стратегий, направленных на производство информации, то есть создание семантических (а также прагматических и прочих интерактивных и контекстуальных) представлений, согласованных с основными целями понимания».

Реальность             существования              регуляционной    подсистемы подтверждается и данными, полученными при изучении речевых ошибок. Как отмечает А. А. Залевская, «стратегии преодоления коммуникативных затруднений функционируют на разных этапах реализации замысла высказывания», включая этапы как смыслового синтаксирования, так и собственно языкового программирования высказываний.

Следовательно, эти стратегии принадлежат какому-то функциональному образованию, стоящему над другими подсистемами, участвующими в программировании высказываний. Весьма вероятно, что это образование и есть описываемая нами регуляционная подсистема ФСЯР. Анализ функциональных задач, решаемых регуляционной подсистемой, позволяет выделить в ней два иерархически связанных уровня:

  • коммуникативно-речевой (прагматический); · операционно-динамический.

Коммуникативно-речевой          (прагматический)         уровень         согласует прагматическое использование речевой деятельности в ходе коммуникации с ведущими мотивами, предшествующим опытом, характером коммуникативной ситуации, речевым и неречевым контекстом. Мотив, коммуникативная интенция является побуждающим началом к порождению высказывания.

Регуляционная подсистема ответственна за организацию, выбор речевого «жанра» (в терминологии В. В. Бахтина) и стилистику высказывания в соответствии с целым рядом обстоятельств: конечной практической целью высказывания (побуждение к действию, информирование, запрос информации, модификация             поведения      собеседника    и            т.      п.),     характером        текста (повествование, описание, реплика и т. п.), формой высказыванья (устная, письменная), событийным и коммуникативным компонентами ситуации (окружающая обстановка,     социальные     и     психологические     отношения собеседников, информированность собеседника).

При декодировании текстов на этом уровне, по-видимому, происходит выбор стратегии обработки сообщений,       поступающих       в        процессе       дискурса,       интерпретация паралингвистических компонентов высказывания, учет ситуативного контекста и использование всего этого при извлечении смысла текстов.

Как следует из описания задач, решаемых данным уровнем регуляционной подсистемы, они весьма близки тому, что в лингвистике обозначается как «прагматика речи» — «…область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование          языковых       знаков       в       речи».

Однако эта сфера является в то же время и предметом исследований в психологии общения. Иначе говоря, регуляция коммуникативных актов имеет немало аспектов, лежащих за пределами языка и речи. Имеется в виду внутренняя сторона общения как психологического процесса: система мотивов общения, познание участниками общения друг друга, межличностные отношения и система привязанностей, знания о социальных и содержательных аспектах коммуникативной ситуации.

Поэтому данный уровень регуляции коммуникативно-речевой деятельности выходит за рамки чисто семиотических задач       и              правомерно             выделяется     как     самостоятельный      компонент регуляционной подсистемы.

Операционно-динамический        уровень       регуляции       ответственен за организацию                         и     регуляцию     операционального       обеспечения     процессов порождения речевых актов, распределение ресурсов системы в динамике развертывания этой деятельности.

В частности, степень произвольности или автоматизированности определенных компонентов процесса порождения речи значительно меняет ресурсопотребность данного звена. Теория «ресурсного дефицита»      помогает                         понять      необходимость      существования     такого регулирующего механизма, позволяющего в условиях ограниченных ресурсов сделать возможным порождение и декодирование высказывания. В ряде ситуаций данное звено регуляционной системы по необходимости меняет саму структурную организацию высказывания, упрощая ее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)