Общественное мнение во внешней политике государств

Общественное мнение является центральной социологической категорией. Российская социологическая энциклопедия определяет понятие «общественное мнение» как «проявление общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в целом к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес, на основе существующих общественных отношений». В данном определении кроются две важные составляющие, которые исследователь должен учитывать при изучении общественного мнения. Во-первых, общественное мнение – это мнение больших социальных групп, например жителей страны, региона, города. Во-вторых, общественное мнение – это мнение, в котором заложен общественный интерес к актуальным явлениям, происходящим в социальной реальности (как правило, это события, которые происходят здесь и сейчас и имеют широкий общественный резонанс). Именно с этим связано выделение общественного мнения в самостоятельную область социологии.

Три причины в истории социального развития дали толчок к изучению общественного мнения и развитию системы массовых социологических опросов:

  • появление массового производства усилило конкуренцию между производителями и заставило бороться за потребителя, что привело к развитию рекламы и изучению потребительского спроса;
  • демократизация общества, развитие политических партий, обострение политической борьбы за избирателя создали условия, при которых изучение электорального поведения стало необходимым;
  • появление и развитие средств массовой информации, со страниц которых производители могли бороться за потребителя, а политики за избирателя, создало потребность в изучение аудитории СМИ. Все эти причины привели к осознанию необходимости изучения общественного мнения/

В целом, общественное мнение – столь же сложное комплексное понятие, как, например культура, общество или цивилизация. Для понимания сути общественного мнения и его роли в международных отношениях следует выделить четыре составляющие общественного мнения: знания, ценности, эмоции и действие, т. е. каждый индивид обладает неким знанием об изучаемом объекте, это может быть как реальное знание, так и убежденность индивида в собственной осведомленности о данном объекте. Аксиологическая составляющая заключается в том, что каждый индивид обладает определенным набором ценностных ориентаций, сформированных в результате процесса социализации, следовательно, высказывая свое мнение по тому или иному поводу, индивид делает это на основании исповедуемых им ценностей. Эмоциональная составляющая общественного мнения связана с природой человеческого действия. Индивиды всегда испытывают эмоции в результате получаемой и передаваемой ими информации. Любое мнение содержит в себе действие, которое может выражаться как реальным действием, так и бездействием. Например – предвыборные опросы электорального поведения, когда индивид выражает не только словесную поддержку тому или иному кандидату, но и собирается поддержать его действием, проголосовав за него на выборах в предстоящую субботу; или наоборот, антагонистические настроения к той или иной партии могут выразиться в бойкотировании выборов.

Вопрос о роли общественного мнения в международных отношениях можно условно разбить на две части:

  • вопрос о том, положительно или отрицательно влияет увеличение роли общественного мнения в международных отношениях на мирный характер этих самых международных отношений. Иными словами, способствует ли усиление роли общественного мнения в международных отношениях делу мира в условиях, когда достижение продолжительного мира является важнейшей задачей и международных отношений как практической сферы деятельности, и науки международных отношений;
  • вопрос о том, какова роль общественного мнения в международных отношениях в практике международной политики на данном историческом этапе. Иными словами, насколько общественное мнение в разных странах влияет на международную политику, и является ли «международное общество», которое формирует это мнение, подлинно международным или же оно включает в себя лишь незначительную часть населения Земли.

Различные авторы дают разные ответы как на первый, так и на второй вопрос. Представители различных идеологических течений (консерватизма, либерализма и социализма), пытавшиеся в разные исторические периоды переосмыслить роль общественного мнения в международных отношениях в целом и во внешней политике отдельных государств, приходили к разным ответам на вопрос, желаемо ли повышение важности этой роли или ее снижение.

Консерваторы скептически подходят к ответу на вопрос, нужно ли, чтобы общественное мнение влияло на внешнюю политику и на международные отношения. Еще в XIX в. идеолог американского консерватизма Джон Кэлхаун негативно отзывался о возможности приобретения общественным мнением сколько-нибудь значимой роли в международных отношениях. С консервативной точки зрения, в международных отношениях важную роль играют интересы государства, формулируемые его элитой; участие всего общества в реализации этих интересов цементирует общество внутри государства и повышает роль государства на международной арене. Следование же общественному мнению в процессе выработки внешнеполитических решений, в лучшем случае, приводит к частым колебаниям внешнеполитического курса, создавая данному государству имидж ненадежного партнера и понижая, как следствие, его роль на международной арене. В худшем же случае попытки выстраивать внешнюю политику в соответствии с общественным мнением приводят к расколу общества по внешнеполитическим вопросам, вплоть до уничтожения государства.

В противоположность консерваторам, социалисты, в целом, выступают за увеличение роли общественного мнения в международных отношениях. Одним из первых эту мысль выразил основатель Советского государства Владимир Ленин в своей статье «Внешняя политика русской революции», опубликованной в газете «Правда» в июне 1917 года. Победа в 1917 г. февральской революции в России не привела к изменениям в российской внешней политике; пришедшее к власти Временное правительство подтвердило все обязательства царского правительства перед партнерами по Антанте, включая обязательство вести войну против Германии вплоть до окончательной победы над ней. При этом в России большинство населения выступало против продолжения войны, чем и воспользовался Ленин, заявив, что внешняя политика должна исходить из внутренней; следовательно, Временное правительство должно немедленно прекратить войну, и если оно это не сделает, то новая, социалистическая революция исправит эту ошибку. Антивоенная позиция большевиков стала одним из факторов, обеспечивших победу Октябрьской Социалистической революции в России 1917 г.; в свою очередь, Ленин, придя к власти, разработал «Декрет о мире», в котором предложил «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире». Принятие «Декрета о мире» не означало немедленного начала перемирия на российско-германском фронте, однако сегодня текст этого документа можно рассматривать в качестве одного из канонических текстов по теории международных отношений, наряду с «14-ю пунктами» американского президента Вудро Вильсона, разработанными примерно в то же время и содержащими ряд сходных положений. Благодаря статье Ленина «Внешняя политика русской революции», в советские учебники и словари вошел тезис о внешней политике как продолжении внутренней.

Наконец, либералы допускают принятие во внимание общественного мнения при выработке внешнеполитических решений, а следовательно – и влияние общественного мнения на международные отношения в целом. В качестве инструмента такого влияния они называют добровольные ассоциации граждан, поскольку свобода ассоциаций является одним из краеугольных камней либерализма и одновременно одним из наиболее значимых объектов внимания критиков либерализма. Либералы предполагают, что общественное мнение должно влиять на международные отношения не напрямую, но граждане, придерживающиеся схожих взглядов на те или иные международные вопросы, должны объединяться в ассоциации, которые, в свою очередь, будут выступать в роли заинтересованных групп, влияющих на те или иные внешнеполитические решения и на международные отношения в целом. С одной стороны, введение промежуточного элемента – добровольных ассоциаций граждан или неправительственных организаций – в модель влияния общественного мнения на международные отношения позволяет либералам предложить конкретные инструменты для реализации того, к чему призывают социалисты, и при этом избежать формирования непоследовательной внешней политики под влиянием изменчивого общественного мнения, против чего предостерегают консерваторы. С другой стороны, это создает неравенство обществ с точки зрения влияния общественного мнения в этих обществах на международные отношения. Тот факт, что на международные отношения оказывает значительное влияние общественное мнение в США и странах Западной Европы и незначительное – в «не-западных» странах, либералы объясняют слабостью гражданского общества за пределами Запада. Это не объясняет, однако, почему общественное мнение в Индии – стране, где действует больше неправительственных организаций, чем в любой другой стране мира – так слабо влияет на международные отношения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)