Общесоциологические теории. Лекция 2

Социология, как мы уже говорили на прошлой лекции, «сует нос» (фигурально, конечно) во все тонкости человеческого существования. Ей не безразлично, как мы добываем пищу, что делаем в свободной время, какие планы строим на  отпуск, где собираемся учить своих детей, какое медицинское обслуживание получаем.

Социология может интересоваться поведением группы вьетнамцев среди жителей российского города и поведение одного российского туриста в Израиле; она не оставит без внимания причины, заставившие молодого парня уйти в кришнаиты, изучит девушку, занявшуюся культуризмом, внимательно исследует вытрезвители в разное время дня, заглянет в детские больницы в разных регионах страны, проверит увлеченность классической музыкой среди сельских жителей и горожан.

При всей дотошности к малому, к семье, группе людей и, даже, одному конкретному (и абстрактному) человеку социология никогда не рассматривает этого человека нечто обособленное. Тем то и хороша эта наука, что любую частность, любую единицу она изучает как часть огромного целого, как часть социума, общества.

Так астроном никогда не воспринимает планету или астероид вне его контактов с другими планетами, со звездой, с галактикой. Человек, как мы уже предположили, микрокосм, он часть вселенной, но еще в большей степени он  частица общества.

Это, кстати, относится к любому человеку: к отшельнику в пустыне, к лесному бобылю, к юродивому страннику, к БОМЖу из канализации. Даже тот человек, который на первый взгляд полностью чуждается контактов с обществом, все равно намертво с этим обществом связан.

Рассмотрим абстрактного человека, не желающего зависеть от общества и в свою очередь — влиять на него. Можете вы себе представить такого человека?

Некто Гасан ибн Алеша решил жить сам по себе. «Надоели вы мне все!» — сказал он, и удалился на болото, где построил шалаш и зажил там, питаясь лягушками.

Нет, конечно, не обязательно лягушками: на болоте, скажу я вам, умелый человек всегда найдет что-нибудь съестное. Особенно – вегетарианец.

Наш Алеша был при жизни сиротой, друзей не имел, товарищей не завел, женщин ненавидел, а за комнату в коммуналке принципиально не платил. Так что, допустим, его исчезновение прошло для общества незаметно. Я говорю: допустим, уже потому, что исчезнуть совсем незаметно невозможно. Всегда остаются какие-либо следы. Этим, кстати, часто пользуются авторы детективных романов: сыщик разыскивает кого-то по счету из прачечной, по квитанции, по совету булочника и т.д.

Так что, в строгом смысле слова от Алеши много осталось следов.  Судебная повестка за неуплату квартплаты, счет за электричество, соседи, которые мечтают занять его комнату, дворник, который привык стрелять у него рупь на водку, участковый врач, которому раз в год надо проводить профилактические прививки, участковый инспектор, непривыкший чтоб на его участке самовольно исчезали люди… Поэтому я и употребляю вполне научный термин: «допустим». Методика «допущений» — важнейшая часть любой философской или социологической задачи.

Живет наш Алеша на болоте. Спустя год его случайно увидел грибник. Испугался, принял за лешего. Рассказал в деревне. Ребятишки решили проверить… Потом решили проверить и взрослые…

Немного отступив о теме, я расскажу вам реальную историю об отшельниках. Журналист Песков, опираясь на слухи и легенды, нашел в сибирской тайге под Абаканом семью староверов, сейчас не помню их фамилию, но в то время, году в семидесятом, все газеты были полны репортажами. Эта семья бежала от царских реформ, от преследования официальной церкви и прожила в изоляции больше ста лет.

Как они выжили — другой вопрос, о нем я могу рассказать после лекции. Важно другое. Видимо ходили определенные слухи, легенды вокруг этих людей, коли журналист смог на них выйти. Следовательно воздействовали они на человеческий социум, это воздействие накапливалось и в конце концов прорвалось, как гнойник, что в итоге привело к уничтожению семьи и появлением серьезных научных исследований по медицине и социологии.

Семья погибла из-за наплыва туристов и газетчиков. Чем-то их там заразили, как когда-то индейцев гриппом, от которого у изолированного народа не было иммунитета. Да и психологический шок был сильным.

Ну, а исследования в медицине вернули старые знания о целебности кедра (он спасал семью от цинги и других заболеваний) и о пользе малого земледелия в условиях тайги (те несчастные сажали на полянках некоторые злаки).

Какие новые открытия сделала социология на примере этого миниатюрной изолированной человеческой формации — думаю, объяснять не стоит. Уникальный эксперимент, поставленный естественно. Сам факт выживания и первых беженцев, и потомков удивителен.

Так и с нашим ибн Алешей. Если, даже, он не станет объектом голодных на сенсацию журналистов, он все равно послужит основой легенд, слухов, сказок, определенных верований. Религиозные старушки припишут ему святость, ребятишки — волшебство, мужики — еще что-нибудь.

Совершенно (на его взгляд) не контактируя с обществом он будет оказывать социологическое влияние на это общество). Так, после газетной шумихи о таежной семье, многие юноши и девушки стали уходить на житие в природу — это ли не социологическое влияние.

В религиозных концепциях всякого рода отшельник влияют серьезную роль. Теология строит на основе их биографий мифы о святости людей, избавившихся от мирских слабостей. Философия религий часто ставит в угол своих рассуждений странную теорию о необходимости отказываться от нормальных человеческих влечений, это, якобы, приближает к Богу, к идеалу.

С точки зрения общей социологии некоторые теологические заблуждения весьма интересны. Они дают возможность практически исследовать поведение больших групп людей в условиях анормальных. Например, кришнаиты оставляют за просветленными единственное человеческое удовольствие — вкусно кушать.

Их наставники, ссылаясь на божественные откровения, говорят, что «дорогу к Богу надо проесть». (Естественно, имеется в виду лишь растительная пища). И, чем выше ты поднимаешься по лестнице познаний божественного и непознаваемого, тем меньше в тебе должно остаться человеческих заблуждений.

Секс — заблуждение, бутерброд с колбасой — заблуждение, поход в кино — заблуждение. Вместо этого надо читать молитвы, мантры, постоянно напоминая Кришне, что ты его помнишь. В награду можно получить (после смерти, конечно) награду в форме проживания на райских планетах или вообще полного приобщения к Господу.

Чем же так привлекательны для людей религиозные догмы? Скорей всего тем, что дают простые, понятные любому дебилу ответы на любой вопрос. Причем, ответы универсальные.

У тебя неприятности? Сам виноват, прогневил Бога неправильным поведением. Поведение было правильным? Вспомни притчу про Иова, на гноище собственном восседающего. Бог испытывал его, но Иов не отрекся и был вознагражден.

Видите, как просто. Любые человеческие беды объясняются вмешательством божественной силы. Для большинства людей (грешников) эти беды спровоцированы вами самими и ниспосланы  как наказание. Для меньшинства (святых) они являются испытанием крепости веры.

Религия всегда действовал методом кнута и пряника. Причем в экономическом плане разработала ступенчатый маркетинг гораздо раньше создателя герболайфа. Но, поддавшись на религиозную пропаганду, мы не получаем взамен даже пакетика с препаратом похудания. Нам приходится ограничиваться туманными обещаниями на жизнь после смерти.

В то же время на определенных этапах развития человечества религия — мощный и нужный социологический инструмент. Человек, поверивший в Бога, (не будем тут обсуждать реальность космического разума или информационного поля вселенной, по Вернадскому) становится более нравственным, более самокритичным. Абстрактный кнут и абстрактный пряник лучше подходят для совершенствования человеческого общества, чем реальные орудия тирана.

И сейчас люди, стоящие на нижних ступенях эволюционной лестницы, охотно воспринимают религиозные максимы. Беда лишь в том, что их духовные наставники часто используют тысячелетние приемы воспитания как оружие. Ярчайшие примеры тому мы видим в Чечне, в других мусульманских странах.

«Так запомни: те истины, что я  принес  вам,  —  это  всего  лишь горсть листьев в твоей руке. На самом же деле их так  много,  как листьев под ногами. Ваша цель—найти их, ведь суть моего учения заключается не в том, чтобы поклоняться Будде,  а  в  том,  чтобы БЫТЬ Буддой». Эти слова летопись приписывает самому Гаутаме Будде.  Написавший их древний мудрец был интуитивным социологом.

На языке социологии религия — это один из важных институтов структуры социологического знания. В такую структуру входят и другие институты: государство, наука, культура… Мы так и говорим: институт брака и семьи, институт права…

Эти институты, подобно узлам в машине. Карбюратор бесполезен без  взаимодействия с бензобаком, коробка передач необходима только при наличии ходовой части, корпус спасает от ветра и дождя, но двигаться самостоятельно не может.

Некоторые структурные элементы социологии отделены от основного организма и функционирую как бы самостоятельно. Так, церковь во многих странах отделена от государства, часто возникают общины, где люди пытаются жить по собственным социологическим законам, но все равно все это связано невидимыми нитями общей социальной логики.

Нам придется изучить три основных уровня социологических знаний, сформированных к настоящему времени.

  1. Общесоциологические теории (чем мы сейчас и занимаемся).
  2. Специальные социологические теории.
  3. Конкретные социологические исследования.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)