Общение

Индивидуальная активность (коммуникативная, познавательно-поисковая или игровая) в интернете всегда либо непосредственно или опосредованно предполагает общение.

Общение в интернете имеет ряд психологических особенностей.

  • Анонимность. Имеющиеся сведения анкетного характера и даже фотография собеседника, как правило, недостаточны для адекватного восприятия личности. Нередко наблюдаются скрывание истинных или презентация ложных сведений, что обусловливает снижение психологического и социального риска в процессе общения — аффективная раскрепощенность, ненормативность.
Процессы межличностного восприятия протекают в условиях от­сутствия невербальной информации. Сильное влияние на представ­ление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и иденти­фикации, а также ожидание желаемых качеств в партнере.
  • Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. Для процесса общения в интернете характерны недостаточность эмоционального компонента общения и одновременно стойкое стремление к эмоциональному наполнению тек­
    ста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
  • Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной жизни, проигрывают ситуации, невозможные в действительности нарушая при этом нормы социального поведения.

Необходимо остановиться на психологическом содержании раз­личных форм (технологий) общения в интернете: телеконференций, чатов. В интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения.

Они обусловлены такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем об­лике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привле­кательностью или непривлекательностью. Сюда следует отнести так же коммуникативную компетентность человека, а точнее, невербаль­ную часть коммуникативной компетентности.

Другое важное следствие физической непредставленности челове­ка в текстовой коммуникации — возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. «В виртуальной среде вы вообще може­те быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для матери­ального мира» (Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropoli-tan life/E-lecture from the university cource about the net. 1997).

Келли приводит поговорку: «В интернете никто не знает, что вы — собака». Анонимность общения в интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. При коммуникации в интернете люди часто создают себе виртуальный образ, представая виртуальной личностью, наделенной именем, часто псевдонимом, желаемыми чертами.

Тот факт, что в интернете люди создают себе некие виртуальные личности, создает дополнительные возможности для изучения иден­тичности. «Вопрос о том, как соотносится реальное Я с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией — основной вопрос, возникающий при рассмот­рении игр с идентичностью».

Опыт большого числа пользователей говорит о том, что использо­вание компьютера накладывает отпечаток на характер мыслительной деятельности пользователей при решении задач, оказывает влияние на ход многих психических процессов у них.

При работе с напечатанным текстом произвольное внимание — более устойчивое и сосредоточен­ное, чем при работе на компьютере, краткосрочное запоминание тек­ста бывает более продуктивным при прочтении его с листа. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, конк­ретизация и другие, обладают спецификой в условиях работы на ком­пьютере и требуют большей организованности (автоматизма).

У подготовленных пользователей формируется психологическая зависимость от компьютера, который стимулирует их умственную деятельность, оказывается условием успешного выполнения заданий. При этом процессы, связанные с запоминанием, анализом и пони­манием текста, у опытных пользователей протекают хуже, чем у на­чинающих пользователей, что следует объяснять как негативные по­следствия влияния работы на компьютере на умственную активность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)