Общение как инструмент переговорного процесса

В социально-психологической науке и практике доминирует взгляд на общение как коммуникативную деятельность.

Общение при переговорах представляет собой систему элементар­ных актов, хорошо разработанных в управлении человеческим поведе­нием. Каждый акт определяется рядом показателей:

  • субъектом — инициатором общения;
  • субъектом, которому адресована инициатива;
  • нормами, по которым организуется общение;
  • целями, которые преследуют участники общения;
  • ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый универсальный акт общения состоит из цепи взаимосвя­занных коммуникативных действий:

  • входа субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
  • оценки субектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т. д.);
  • ориентации в коммуникативной ситуации;
  • выбора другого субъекта для возможного взаимодействия;
  • постановки коммуникативной задачи, исходя из особенностей ситуации общения;
  • подхода к субъекту взаимодействия;
  • пристройки к субъекту — партнеру по взаимодействию;
  • привлечения субъектом — инициатором внимания субъекта- партнера;
  • оценки эмоционально-психологического состояния субъекта- партнера и выявления степени его готовности к вступлению во взаимодействие;
  • настройки субъекта-инициатора на эмоционально-психологиче­ское состояние субъекта-партнера;
  • выравнивания эмоционально-психологических состояний субъек­тов общения, формирования общего эмоционального фона;
  • коммуникативного воздействия субъекта — инициатора обще­ния на субъекта-партнера;
  • оценки субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие;
  • стимулирования «ответного хода» субъекта-партнера;
  • «ответного хода» субъекта — партнера по общению.

Из названных выше действий и организуется акт общения. Заме­тим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами субъект- инициатор.

Субъект, который эту инициативу принимает, определяется как субъект-партнер.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную мно­гоканальную систему взаимодействия людей, в том числе и в конфликт­ных ситуациях. Основными составляющими аспектами коммуникатив­ной деятельности являются:
  • функциональный, определяющий область и направленность ком­муникации;
  • коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией;
  • интерактивный, регулирующий взаимодействие партнеров в общении;
  • перцептивный, организующий взаимовосприятие, взаимооцен- ку и рефлексию в общении.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)