Общая характеристика воспитания и развития человека

Попытки определения понятия «воспитание» предпринимают практически все социогуманитарные дисциплины. Например, философы под воспитанием понимают процесс усвоения индивидом социально-культурного опыта. Тем самым они сближают воспитание с социальным формированием в целом. Социологи ограничивают воспитание процессами обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, слою населения.

Интересно
Психологи рассматривают воспитание как наиболее сложный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение, но дополняющий его связями приобретаемого в процессе обучения опыта со свойствами направленности именно данной личности (К. К. Платонов).

В рамках педагогики осуществляется синтез самых различных подходов к определению воспитания. К. Д. Ушинский выделял воспитание «в обширнейшем смысле слова», имеющее отношение не только к человеку, но и к животным и даже растениям.

Воспитывать – значит способствовать развитию организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной.

Истоки такого сверхширокого определения воспитания восходят к его этимологии: латинское слово «edukare» и древнерусское «воспитание» происходят от корневой основы «питать», синонимичной глаголу «кормить».

Такая трактовка воспитания делает его категорией, способной охватить чуть ли не все сферы действительности. В питании, в соответствующих подпитках нуждается все, что существует. Например, это относится к высокоорганизованным техническим средствам – компьютерам, ЭВМ. Здесь укажем на ту выдающуюся роль, которую играют в кибернетике понятия обучения, поведения, непосредственно соотносимые с категорией воспитания.

В учебнике И.П. Подласого отчетливо прослеживается линия на «многослойное» понимание воспитания в педагогике: «Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества». В узком социальном смысле под воспитанием понимается «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни».

«В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс». «В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач».

В. Д. Семенов дает философско-педагогическое определение понятия воспитания, определяя его как процесс духовного и социального становления подрастающих людей при совершенствовании личности взрослых. Воспитание – вид духовных отношений – существует в обществе как факт человеческой жизнедеятельности, как социальное явление, а способы его организации конкретно-исторические.

М. А. Галагузова вычленяет несколько особенностей эволюции понятия «воспитание»:

  • перманентность, характеризующую категорию «воспитание» как вечную категорию общества;
  • коммуникативность, связанную с тем, что понятие «воспитание» имеет важное значение для развития многих областей знания;
  • валентность, т. е. способность вступать в терминологические словосочетания;
  • генетичность, которая связана с определением происхождения того или иного термина, характеризующего область воспитания;
  • импульсивность, характеризуемую неравномерностью развития воспитательных терминов, их способностью к эволюционным всплескам в определенные периоды своего формирования.

Несмотря на обилие определений воспитания и наличие различных подходов, рассматривающих его полисистемную природу правомерно вывести: воспитание, во-первых, есть процесс передачи социальных операций, во-вторых, есть результат: при передаче социальной информации происходят развитие, становление и формирование человека.

При этом развитие – это поступательное изменение физических, душевных и интеллектуально-духовных свойств человека; становление – возникновение физических, душевных и интеллектуально-духовных новообразований в человеке; формирование – обретение физическими, душевными, интеллектуально-духовными новообразованиями относительной устойчивости, определенности и законченности.

Конечные «продукты» воспитания – социализация (в широком и узком смысле), персонализация и индивидуализация человека. Социализация – приобретение индивидом человеческих качеств, а также ценностных ориентаций, норм и форм поведения и т. д., востребуемых данным обществом, культурой, нацией.

Персонализация – усвоение человеком качеств, способствующих его признанию как личности другими людьми. Согласно А.В. Петровскому подобно тому, как индивид стремится продолжить себя в другом человеке физически продолжить род, произвести потомство), личность индивида стремится продолжить себя, обеспечив индивидуальную представленность, свое «инобытие» в других людях.

Индивидуализация – это обретение человеком самого себя «для себя», что достигается путем установления равновесия в отношениях человека с самим собой. Пользуясь интегративно-педагогической терминологией, можно сделать вывод о том, что социализация – это интеграция человека с обществом; персонализация – интеграция человека с другими людьми; индивидуализация – интеграция человека с самим собой.

В последние годы активно дискутировался вопрос: является ли воспитание процессом воздействия или взаимодействия? Порой дискуссии в этой области напоминают средневековые диспуты, проводившиеся по проблеме: что раньше появилось – курица или яйцо? Весьма проблематично отделить в воспитательном процессе воздействие от взаимодействия.

Любой процесс – это последовательная смена состояний в развитии чего-либо. Тем более это касается педагогического процесса, скорость и непредсказуемость которого поражают воображение. Воспитательный процесс вполне возможно рассматривать на одном этапе своего развития как воздействие, на другом – как взаимодействие.

Но в принципе есть основания говорить о неразрывном характере отношений, связывающих воздействие и взаимодействие в воспитательном процессе, хотя бы потому, что всякое воздействие одного субъекта на другого влечет за собой реакцию (пассивную или активную) последнего. В этом смысле педагог не может воздействовать на воспитанника без того, чтобы он сам не испытал воздействие со стороны воспитанника. И напротив, воздействие воспитанника находит отражение в действиях воспитателя. Таким образом, воспитание – это и процесс, и результат, и взаимодействие, и воздействие.

Как процесс оно служит средством передачи социального опыта; как результат способствует развитию, становлению и формированию человека, а, следовательно, его социализации, персонализации и индивидуализации; как взаимодействие оно означает непрерывный взаимообусловленный процесс действий участников воспитательного процесса; как воздействие оно допускает большую активность одного из последних на том или ином этапе осуществления воспитательного процесса.

Что же касается проблемы равноправия участников воспитательного процесса, то заметим только, что при ее решении необходимо, как нам представляется, исходить из понятий «реальное равноправие», «допускаемое равноправие» и «ситуативное равноправие». Дело в том, что выражения типа «педагог и дети – равноправные партнеры» несут в себе достаточно высокую степень эмоциональности. Говорить о реальном равноправии, например, шестилетнего ребенка и сорокалетнего учителя, закончившего университет или даже педучилище, как на субъектном, так и на личностном уровне вряд ли приходится.

Понятие «развитие» так же, как и «воспитание», имеет широкое распространение в различных социогуманитарных дисциплинах. Философы под ним понимают закономерное, направленное изменение материальных и идеальных объектов; психологи – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

В педагогике «развитие» представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.

Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.

Интересно
С точки зрения В.С. Безруковой, развитие личности – это объективный и закономерный процесс поступательного изменения психофизиологических и социально- психологических свойств личности под влиянием его участников в самых разнообразных видах деятельности.

Развитие – это переход от простого к сложному, от незнания – к знанию, от неумения – к умению. Развитие психофизиологических свойств означает обеспечение физического здоровья, выработку высокой работоспособности, выносливости, а также совершенствование психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения (например, технического мышления, ощущения пространства, целостности, монолитности предметов и т. д.) Социально-психологическое развитие состоит в повышении качества знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешной жизни, и профессиональной деятельности человека. Сюда же включаются формирование отношения к обществу, коллективу, профессии, труду, самооценка личности.

Подытоживая сказанное о воспитании и развитии, отметим следующее. Они являются важнейшими категориями педагогики. Всякое умаление их роли как понятий и как педагогических феноменов влечет за собой негативные последствия. Тенденции к снижению роли воспитания как понятия и явления не имеют под собой никаких разумных оснований.

Мудрость древних гласит: «Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля» (Платон).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)