Принципы и технология развивающего обучения Л.В. Занкова

С конца 50х годов прошлого века научный коллектив под руководством Л.В. Занкова, основываясь на идеях Л.С. Выготского, приступил к разработке дидактической системы обучения младших школьников в целях их общего психического развития.

Л.В. Занков поставил задачу построения такой системы начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении, согласно законам традиционной методики. Важнейшим исследовательским методом стал формирующий эксперимент.

Создание системы осуществлялось в процессе проведения широкомасштабных изменений посредством организации экспериментальных исследований.

Результаты воздействия обучения постоянно сравнивались с условием развития детей в обычных классах:

  • Принцип обучения на высоком уровне трудности. Рассмотрение заявленного принципа Занков начинает с анализа смысл понятия «трудность». Он выделяет два его аспекта – преодоление препятствий и напряжение сил учащихся. Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, его интеллектуальный потенциал. Отсутствие препятствий при изучении учебного материала ведет к тому, что развитие детей идет вяло и слабо. Обучение на высоком уровне трудности вызывает своеобразные процессы психической деятельности школьника в овладении учебным материалом. Существенное заключается в том, что усвоение определенных сведений, становясь достоянием школьника, вместе с тем ведет к их переосмыслению в дальнейшем течении познания. Так происходит систематизация знаний, имеющая сложную структуру. При реализации данного принципа необходимо соблюдение меры трудности.
  • Быстрый темп изучения учебного материала. По мнению Л.В. Занкова, замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности, поскольку учебная деятельность школьника идет преимущественно «по накатанным путям». Самостоятельная функция рассматриваемого принципа состоит в том, что он требует постоянного движения вперед, непрерывного обогащения ума школьника разносторонним содержанием. Тем самым создаются благоприятные условия для все более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему. В то же время необходимо уяснить: суть дела заключается не в том, чтобы дети в течение урока решили как можно больше примеров, выполнили как можно больше упражнений, давать в спешке как можно больше сведений школьникам. Быстрый темп изучения дает возможность раскрывать разные стороны приобретаемых знаний, углублять их и связывать. Поэтому принцип имеет не столько количественную, сколько качественную характеристику.
  • Ведущая роль теоретических знаний. Экспериментальные исследования, проведенные коллективом Л.В. Занкова, а также другими учеными (Г.С. Костюк, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) свидетельствовали об эффективности применения этого принципа при обучении младших школьников.

Эти исследования опровергли представления о том, что развитие мышления младшего школьника происходит индуктивным путем посредством постепенного нарастания отвлеченности и обобщенности мышления, что необходимо ограничиваться в начальной школе формированием конкретного мышления. Было выявлено: сводить обучение к формированию конкретного мышления у младших школьников – значит тормозить их развитие.

При обучении младших школьников приемлем и от абстрактного к конкретному. Исследования показали возможность формирования у младших школьников понятийного мышления. И не только. В ходе проведения эксперимента младшеклассники усваивали зависимости, законы. Например, переместительный закон сложения и умножения в курсе математики, закономерности сезонных изменений в жизни растений и животных – в естествознании.

Л.В. Занков специально подчеркивал, что принцип ведущей роли теоретических знаний не принижает значения умений и навыков и их формирования у школьников. Сверх того, он способствует более глубокому и прочному освоению умения и навыков. Их формирование происходит на основе полноценного общего развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей.

Разрабатывая рассматриваемый принцип, Л.В. Занков не мог не остановиться на анализе понятия «теоретические знания».

Основываясь на словарных материалах, он пишет, что термин «теория» содержит в себе много значений. Это:

  • система руководящих идей в той или иной отрасли знания;
  • научное познание закономерностей развития природы и общества;
  • учение, являющееся обобщением практики, опыта, вырабатывающее общие принципы для объяснения явлений, фактов.

Помимо этого, теория обозначает обобщенный в сознании опыт людей, система знаний, воспроизводящую в логике понятий объективную логику вещей. Термин «теоретические знания», отграничивая знания от приобретаемых в школе практических навыков (орфографических, вычислительных, трудовых, музыкальных и др.), в то же время указывает на характер знаний. Это знания не только о явлениях, как таковых, но и об их существенных взаимосвязях, о закономерности, господствующей в природе, общественной жизни, бытии отдельного человека.

Вместе с тем Л.В. Занков выступает против резкого отграничения друг от друга теоретической и эмпирической форм мышления. Он прямо указывает: расщепление мышления на эмпирическую и теоретическую формы познания глубоко ошибочно. Они составляют диалектическое единство.

В этой связи он выражает резкое несогласие с заявлением В.В. Давыдова о том, что проблема развития мышления школьников может разрабатываться двумя путями:

  • через совершенствование у них механизмов эмпирических абстракций и обобщений,
  • путем целенаправленного формирования у школьников основ теоретического мышления и приемов содержательного обобщения.

При этом указывалось, что по первому пути идет Л.В. Занкова, а по второму – коллектив самого Давыдова. Технология реализации принципов развивающего обучения. Реализация принципов развивающего обучения, разработанных Занковым, потребовала довольно заметных трансформаций урока.

Меняется логика проведения урока – она становится дедуктивной: учебный материал усваивается в процессе восхождения мышления от абстрактного к конкретному, от целого к части. Для этого, например, необходимо расположение такое расположение заданий, при котором одно из них вытекало бы из другого.

Надо заметить, что в системе Занкова проблеме соотношения целого и части уделялось особое внимание. Он неоднократно указывал на особую актуальность этой проблемы. Меняется характер урочной деятельности обучающихся. В ходе усвоения учебного материала они постепенно превращаются в субъектов этой деятельности. Они не просто «проходят» материал, а осваивают способы овладения им.

Для этого осуществляется коренное изменение содержания учебной деятельности на уроке: организуются дискуссии, создаются проблемные ситуации, используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировка, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельная формулировка выводов.

Все это дает возможность практически каждому обучающемуся проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, самореализовываться. Технологической доминантой методики Занкова является правильная организация коммуникативной среды обитания обучающихся. От характера отношений между субъектами учебной деятельности во многом зависит ее качество и продуктивность.

Учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в атмосфере дружной, согретой подлинным теплом работы класса, в обстановке непринужденности и в то же время высокой дисциплины, которая создается уважением к учителю и товарищам, увлеченностью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроке.

Каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их.

Чтобы этого добиться, считал Занков, учитель должен обладать набором необходимых умений и навыков:

  • выдержать паузу после формулировки вопроса – не мешать детям думать;
  • организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех;
  • считаться с желанием детей продолжать тот или иной вид работы, если дети испытывают вдохновение, даже если это не предусмотрено планом урока;
  • не бояться, а иногда и радоваться ошибкам детей, так как эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом;
  • нимать напряжение, раздражительность, сосредоточить внимание, увлечь работой;
  • быть равноправным партнером, избегать роли лектора;
  • поощрять детей к свободному проявлению чувств и др.

Л.В. Занков всячески поощрял живые человеческие беседы учителя с ребятами на уроке; он не боялся терять на это время; он хотел, чтобы ученик и учитель жили единой жизнью, чтобы это была жизнь школьника вместе с учителем. Л.В. Занков признавал право ученика на ошибку. Как в жизни в целом в учебной деятельности трудно обойтись без ошибок. Это относится и к учителю, и к ученику.

Ошибки детей – это естественно следствие совершаемой ими учебной деятельности, которая не менее сложна, чем какая-либо иная деятельность. А возможно и сложней многих видов человеческой деятельности. Ведь ребенок учится совершать деятельность.

Поэтому необходимо реагировать на ошибки обучающихся как на естественное, «рабочее» явление. Подобный подход создает условия для раскрепощения личности ученика, развития способностей самостоятельного осмысления явлений, принятия решений, критического отношения к действительности.

При решении вопросов индивидуального развития ребенка Занков исходил из положения К. Маркса: развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.

Основоположник развивающего обучения заявлял: расцвет индивидуальности возможен не в уединении, не в обособлении, а лишь в условиях содержательной, разносторонней жизни детского коллектива, имеющей должную идейную направленность, и в то же время выражающей побуждения школьников, их желания и стремления.

Индивидуальное для Занкова не просто проявление тех или иных сторон или черт личности. Индивидуальное есть форма существования общего. Поэтому подавление индивидуального ведет к подавлению духовных силы школьника, препятствует раскрытию и формированию его возможностей, препятствует общему развитию школьника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)