Общая характеристика индивидуальных методов обучения

Выполнение практических заданий и индивидуальных практикумов понимается как самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода – развитие способностей и выработка стиля учебной деятельности у обучаемых.

Наиболее активно в учебном процессе применяются индивидуальные практикумы двух видов: упражнения (или тренировка) и задания.
Но в то же время наиболее часто в учебном процессе применяются индивидуальные задания двух видов – это аудиторные индивидуальные задания и внеаудиторные индивидуальные задания.

Аудиторные в свою очередь подразделяются следующим образом:

  • алгоритмизированные, когда обучаемые получают описание ситуации и перечень готовых альтернативных решений и выбирают тот вариант, осуществление которого обеспечит оптимальное решение данной проблемы;
  • творческие, позволяющие обучаемым использовать их знания и умения в новой ситуации, при поиске оригинального решения знакомой задачи;
  • поисковые, дающие обучаемым возможность на основе анализа из нескольких вариантов выбрать один и обосновать этот выбор.

Применяются в форме участия в научно-исследовательских работах, подготовки обучаемыми научных докладов, рефератов, лабораторных, курсовых, дипломных работ, и т.п. Данный метод наиболее эффективен, когда обучаемые психологически подготовлены к исследовательской работе; они ясно представляют цели, задачи и пути решения данной проблемы; проблема имеет социальную ценность и практическую значимость.

Внеаудиторные индивидуальные задания могут быть в следующих формах:

  • конкретные исследования по заданию преподавателя;
  • исследования по программе учебной практики или стажировки;
  • исследования и написание научных работ по целевому заказу.

Их основное назначение – привитие обучаемым потребности в исследовательской работе, творческого стиля учебной деятельности, умения учиться.

Другим методом индивидуального обучения выступает ЭВМ-моделирование. Суть данного метода – в применении ЭВМ для планирования исследования, сбора эмпирического материала, обработки и анализа полученных данных. В основе метода лежит теория математического планирования эксперимента, методы описательной, индуктивной и многомерной математической статистики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)