Нейропсихологическая ось

Анализ синдромологической картины разных форм недоразвития речи и их механизмов показал, что лингвопатологические синдромы, в зависимости от принадлежности ведущего           механизма           к           определенному нейропсихологическому уровню, могут быть сгруппированы в четыре категории.

а) Синдромы, механизмы которых связаны с низшим, неврологическим уров-нем регуляции речедвигательных актов; в таких случаях высшие корковые фун-кции первично не нарушены, недоразвитие носит неизбирательный (в отно-шении разных       компонентов                 фонационной                          подсистемы          речи), тотальный характер.

Формы недоразвития речи, имеющие неврологический механизм,      —      это      нарушения      элементарных     форм       пирамидной          и экстрапирамидной регуляции движений. В этих случаях неполноценным оказывается тот уровень регуляции движений, для которого не имеет значения содержательная сторонавыполняемого движения.

Нарушены как движения артикуляторных мышц, участвующих в речевых актах, так и движения жевательных, мимических мышц. В случае нарушения пирамидной иннервации имеет      значение      и      степень      произвольности      движения.             

Чем      выше произвольность, тем более выражена неполноценность движения. В силу вышеуказанных причин нарушения звуковыххарактеристик речи в таких случаях носят тотальный, неизбирательный характер.

б) Синдромы    гностико-праксического         уровня      представляют     собой разныеформы неполноценности гностико-праксического обеспечения речевых актов, то есть недоразвитие речи, но не языка.

В данной классификации эти синдромыпредставлены разными формами нарушения звуковой стороны речи, обусловленными      неполноценностью       моторной      реализации     программы высказыванияи лексико-грамматическими нарушениями,      обусловленными преимущественно интеллектуальной недостаточностью.

в) Синдромы     языкового      уровня      по     своей     природе     связаны     с нарушением формирования языковой способности; это может проявляться в тотальной форме, одинаково затрагивающей все уровни языка, или в парциальной, избирательно нарушающей формирование фонологического или лексико-грамматического уровней языка.

Несформированность языковых механизмов фонологического уровня языковой системы может избирательно затрагиватьпроцесс кодирования (экспрессивная форма фонологического недоразвития) или декодирования (импрессивная форма фонологического недоразвития). В чистом виде синдром экспрессивного фонологического недоразвития встречается очень редко, при моторной алалии.

Синдром импрессивного фонологического недоразвития наблюдается в структуре сенсорной алалии. Синдромы недоразвития лексико-грамматического уровня языка могут различатьсяпо степени дефицитарности парадигматических или синтагматических языковых операций.

В первом случае преимущественно страдает формированиесистемы      аффиксов,     то     есть     морфологическое оформление высказывания. Вовтором — синтаксическое структурирование высказываний.

г) Наконец, достаточно часто встречаются клинические случаи недоразви-тия речи, механизмы которых имеют сложный неоднородный характер, вклю-чающий как гностико-праксические, так и языковые нарушения.

В связи с полифакторностыо механизмов онтогенеза ФСЯР такие случаи в детском возрастевстречаются особенно часто. Синдром вербальной диспраксии, например, встречающийся почти исключительно у детей с моторной алалией, в большинстве случаев включает как явления диспраксии, так и дефицит механизмовфонологического программирования высказываний, то есть должен быть отнесен к синдромам со смешанным механизмом.

Синдромы импрессивного дисграмматизма, по нашим наблюдениям, встречаются преимущественно удетей с интеллектуальной недостаточностью, но в редких случаях имеют и первично языковую природу.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)