Образ жизни как социокультурная категория

Категория «образ жизни» широко  используется  представителями различных дисциплин, связанных с  изучением  общества  и  культуры: экономики,   социологии,   социальной   психологии,    истории,    теории культуры и т. п.

Сегодня это понятие функционирует как социально установившаяся социально-научная категория. Возрастание интереса к рассмотрению                                     социокультурной         жизни      с     такой      точки     зрения обусловлено      как          общественно-практическими,  так                                 и              научно- теоретическими факторами.

Актуальность изучения образа  жизни  людей  в  современных условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных социокультурных изменений. За время существования каждого общества постепенно происходит становление, а затем развитие специфичных для него форм экономической, политической, обыденной жизни людей.

Трансформация условий существования  членов  общества  влечет  за собой изменение способов организации  соответствующих  процессов,  т. е. образа жизни. Иными словами, можно говорить о его чертах и особенностях, специфичных для определенных состояний изучаемого общества.

В настоящее время стало очевидным, что ускорение смены социокультурных событий, изменения в конфигурации социальной структуры во многом обусловили динамику содержательных характеристик повседневной жизни людей, массовые проблемы с личностной и социальной идентификацией.

Так, появление в социокультурной среде новых технических средств для удовлетворения множащегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию, жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения вызвали изменения в оценочных критериях: возросли требования к их качеству.

Растущая дифференциация показателей благосостояния, самочувствия людей, содержания их занятий углубляет неравенство качества жизни в обществе и порождает новые основания для социальной идентичности.

Интерес к динамике социокультурной жизни обусловливает выделение того уровня ее анализа,  на  котором  можно было бы  увидеть не столько конечные результаты взаимодействий  людей,  сколько процессы взаимодействий и коммуникаций, в конкретных условиях существования.

Иными словами, рассмотреть в относительноузких временных пределах (одно —три поколения) личностный и групповой аспекты формирования социокультурных «сред», норм, ценностей, стереотипов отношений; механизмы их актуализации на различных уровнях социальной реальности; преднамеренные и непредвиденные, характерные для отдельной области культуры и для более широкого контекста социокультурные последствия этих процессов.

Понятие «образ жизни» вполне отвечает такого рода требованиям.

Однако обращение к этой теме имеет и «внутринаучные» истоки. Дело в том, что в течение последних двух десятилетий в рамках различных областей социально-научного и гуманитарного знания (социологии, социальной психологии, психологии,  лингвистики,  истории,  этнографии и т. п.) накоплен значительный объем эмпирических данных и теоретических обобщений, касающихся существования людей в их социальном, культурном и природном окружении.

В частности, разрабатывались и продолжают разрабатываться такие понятия и категории, относящиеся к активным сторонам  связи человека  с окружением,  как  «личность», «идентичность» «интенциональное дествие», «агент», «ценности»,  «марги-  нальность»  и т. п.

Вместе с тем при изучении общественной жизни были развиты и уточнены некоторые  специальные  понятия  и категории, характеризующие свойства условий социокультурной жизни. Среди них такие,      как      «социальная      структура»,      «социальные    институты»,

«социокультурная  реальность»,   «предметно-простран-  ственная среда»,

«социализация», «смыслы и значения культурных объектов». Были намечены также аналитические границы, отделяющие социальное от культурного. Таким образом, к настоящему времени накоплена значительная информация об индивидуальных и социальных факторах, побуждающих человека к активности,  с одной стороны, и о предметных и символических характеристиках среды, в которой эти формы реализуются, — с другой.

В результате в науках об обществе и культуре сейчас не  только многое стало известно об отношениях людей с окружением и их результатах, но и есть достаточные теоретические  основания  для  изучения содержания, структур, форм, динамики соответствующих процессов, механизмов взаимодействия человеческих побуждений и артефактов.

Иными словами, исследовательское внимание сейчас привлекает вопрос о том, как в определенных исторических условиях, в частности, в настоящее время, происходят процессы порождения, поддержания и изменения социокультурных норм, ценностей, образцов деятельности и взаимодействия людей в различных областях социальной реальности, как с их помощью люди организуют свою жизнь в неоднородном и динамичном окружении.

Такое положение дел нашло отражение на уровне методологии исследования общества и культуры в специальной теоретической схеме, которая позволила связать систематическим образом личностные характеристики человека, элементы его дифференцированного социокультурного окружения, а также процессы и формы его повседневной жизни.

Функция такого инструмента — обеспечить возможность наблюдать и объяснять механизмы освоения людьми социокультурного окружения, преобразования индивидуального опыта в социально значимый, порождения и изменения культурных феноменов в процессах взаимодействия и коммуникации в различных ситуациях. Как будет показано в дальнейшем, категория «образ жизни» позволяет охватить этот круг явлений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)