Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации

Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни периодически меняется. Распределение времени и усилий между фундаментальными формами, уровнями и областями социокультурной жизни  различаются  не  только по социальным группам, но и по стадиям индивидуального жизненного цикла. Изучение их смены в подвижном социокультурном контексте придает анализу образа жизни динамический характер.

Для того чтобы представить последовательность структурных и содержательных состояний образа жизни людей во времени, нужна специальная теоретическая модель, с помощью которой можно было бы проследить связь между:

—условиями, в которых он реализуется, с одной стороны,  и  способом его организации — с другой;

—его формой, содержанием, условиями его реализации, с одной стороны, и оценкой их людьми — с другой.

Иными словами, выделяется особое физическое и социокультурное пространство повседневности, единица анализа образа жизни, позволяющая изучать форму его динамики, изменения в его структуре и содержании с помощью существенных характеристик его состояний в конкретных условиях.

На аналитическом уровне они могут быть представлены через детерминирующие их направленности индивидуальной активности, через преобладающие в это время виды деятельности, взаимодействия, коммуникации и их результаты, через оценку тенденций к устойчивости или изменчивости.

В  совокупности такие измерения служат для организации наблюдаемых событий и процессов в культурную целостность, обозначаемую  жизненной ситуацией. Это понятие теоретически объединяет условия и процессы образа жизни людей,  характерные  для  определенного  периода  времени, и предназначено для отграничения одного его состояния от других.

Концепция жизненной ситуации системна. Она выделяет динамическую элементарную социокультурную целостность, имеющую специфичную структуру,  т. е.  набор  устойчивых  компонент (композиций жизненных условий, форм, содержаний активности и их оценок), «оформляющих» образ жизни людей  как  направленный  процесс.

Выход каких-либо действий за эти рамки без структурных изменений можно рассматривать как вариации внутри ситуации. Изменение конфигурации ее компонент  является  показателем возможного перехода от одной ситуации к другой. Таким  образом,  в  сфере исследовательского внимания оказываются и поддержание, и изменение формы процесса.

Каждая из этих характеристик может быть объектом самостоятельного изучения. В первом случае предметом исследования становятся гомеостатические механизмы,  воспроизводящие  сложившуюся структуру. Во втором — выявляются  факторы, потенциально или актуально обусловливающие смену ситуаций, и механизмы, усиливающие их действие.

Рассмотрение этой единицы как определенного отрезка жизненного пути предполагает выделение тех компонент условий образа жизни, которые являются относительно устойчивыми его детерминантами.

Вследствие этого они принимаются в качестве границ ситуации, но в принципе могут быть изменены и, следовательно, приспособлены к структуре образа жизни человека, переживающего ситуацию. Благодаря этому становится очевидным, в каких пределах люди могут  менять условия своего повседневного существования и на какие именно их элементы воздействовать.

В свою очередь, устойчивые и поддающиеся  изменению компоненты жизненной среды можно рассматривать  по  двум важнейшим измерениям. Во-первых, это ее содержание (предметное и информационное), к которому следует отнести природные и искусственные объекты, социокультурные институты, структуры взаимодействия, доступную информацию.

Во-вторых, степень социальной значимости ее элементов: от общесоциальных, распространяющихся на абсолютное большинство членов общества, через локально-групповые, характерные для каждой социокультурной группы, до индивидуальных, специфичных для  образа  жизни отдельного человека.

Объекты, идеи и образы, технологии, нормативные и ценностные образования, дифференциально распределенные в социокультурном пространстве, составляют относительно упорядоченные множества, обеспечивающие ресурсы, ориентиры, регулирующие принципы для реализации образа жизни людей.

Его особенности обусловливаются сочетанием факторов, детерминирующих его организацию, и индивидуальных оценок  людьми  условий  своего  существования  и своих возможностей. В этой специфике заложен ключ к пониманию источников изменений действий, поведения, суждений, структур взаимодействия и отношений  людей и,  следовательно, социокультурной микродипамики в пространстве их существования.

Понятие «жизненная ситуация» позволяет проследить механизмы поддержания или изменения элементов окружения па индивидуальном уровне.

С помощью этого понятия выделяются различные периоды в жизненном цикле человека, для которых характерно относительное постоянство структуры, содержания и направленности его активности. Концептуальная модель жизненной ситуации выстраивается на основе следующих измерений:

— непосредственные условия и структура образа жизни, определяющие характер ситуации;

— стимулы, побуждающие  действия, направленные на поддержание или изменение ситуации;

— социокультурные ограничители и регуляторы процессов в ситуации;

— индивидуальные оценки ситуации, возможностей и результатов самоактуализации в ее пределах.

Выделение этой единицы анализа образа жизни определяется присущим человеку свойством воспринимать поток  своего существования не только в непрерывности, но и в дискретности, разделяя его на части в зависимости от обстоятельств.

Жизненная ситуация рассматривается как такой отрезок процесса, для которого характерны некоторая внутренняя целостность, временные границы и специфичный смысл в более широком контексте индивидуальной биографии.

Человек стремится определить свое место, возможности самореализации в социокультурном пространстве, упорядочивая и оценивая окружение и возможные формы активности в соответствии с побуждениями и запросами, специфичными для него как для личности и представителя своего слоя.

Он таким образом организует собственную социокультурную среду и свою жизнь в ней и определяет ситуацию как фиксированный период образа жизни, границы которого очерчиваются устойчивыми компонентами условий существования, с одной стороны, и оценкой их индивидуальной значимости — с другой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)