Обеспечение товароведных характеристик товаров

Обеспечение товароведных характеристик товаров – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству и заданному количеству товаров.

Жизненный цикл продукции (ЖЦП) – совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании, использовании (эксплуатации) и ликвидации (с избавлением от отходов путем их утилизации и/или удаления).

Стадия жизненного цикла продукции (СЖЦП) – условно выделяемая часть ЖЦП, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами. Каждая из стадий формирует товароведные характеристики продукции (товаров), а затем обеспечивает сохранение части из них. И только модернизация и модификация продукции (товаров), могут изменить все товароведные характеристики, включая и ассортиментную. Модернизацией продукции считается создание продукции с улучшенными потребительскими свойствами путем ограниченного изменения исходной продукции и взамен ее.

Интересно
Модификация продукции – это создание продукции, однородной с исходной продукцией, но с отличной от нее областью применения, и выпускаемой одновременно с исходной продукцией.

Гораздо меньшее влияние оказывает на изменение товароведных характеристик совершенствование продукции (товара).

Совершенствование продукции – это доработка продукции в процессе производства, повышающая эффективность ее производства или применения без существенного изменения основных показателей

К основным работам на стадиях ЖЦП относятся следующие.

Первая стадия исследования и проектирования включает в себя работы, направленные на разработку технического задания на выполнение исследований, изучение достижений научно-технического процесса, потребностей экономики, соизмеряя это с имеющейся производственной мощностью организации на данный момент и возможностями наращивания производства в перспективе.

Вторая стадия. Изучение рынков сбыта и требований потребителей к продукции, условий эксплуатации (применения, хранения) продукции, поставщиков материальных ресурсов, формирование требований к уровню и качеству новой (модернизированной, модифицированной, совершенствованной) продукции, проведение конкурса (тендера) на разработку и /или изготовление продукции, воплощение в технической документации на изготовление продукции технических решений, наиболее экономичным способом обеспечивающих их реализацию, испытания опытных образцов. На этой стадии закладываются тот уровень качества, которым будет обладать создаваемый новый, модернизированный, модифицированный, совершенствованный товар (продукция).

Третья стадия разработки связана с работами, направленными на разработку соответствующей конструкторской и технологической документации, изготовление, предварительные и приемочные испытания образцов, на доработку конструкторской документации опытных образцов.

Важным этапом этой стадии является определение запросов потребителей. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 использует термин удовлетворенность потребителя, что подразумевает восприятие потребителем степени выполнения его ожиданий. Ожидания потребителя могут быть не известны организации (производителю, разработчику) или даже самому потребителю, пока продукция или услуги не будут ему поставлены или оказаны. Для достижения высокой удовлетворенности потребителя необходимо выполнять ожидание потребителя, даже если оно не установлено или не является обычно предполагаемым или обязательным.

Претензии являются показателем низкой удовлетворенности потребителя, но их отсутствие не обязательно предполагает высокую удовлетворенность потребителя

Даже если требования потребителя были с ним согласованы и выполнены, это не обязательно обеспечивает высокую удовлетворенность потребителя (здесь следует иметь ввиду, что ГОСТ Р ИСО 9000-2015 потребителем считает не только физическое лицо, но и организацию).

Интересно
Четвертая стадия изготовления (производства) включает в себя работы, направленные на обеспечение выпуска новой (модернизированной, модифицированной) продукции, соответствующей требованиям технического задания, конструкторской и технологической документации.

На данной стадии товаров (продукции) происходит непосредственно формирование товароведных характеристик товаров.

С точки зрения формирования товароведных характеристик, данная стадия связана с предыдущими, на которых они разрабатывались. Насколько успешными будут результаты работы производителя на данной стадии зависит от наличия и результативности системы менеджмента качества и контроля качества выпускаемой продукции. Упаковывание как этап стадии изготовления также влияет на сохраняемость товара. Организация по выпуску продукции должна исходить из цели однозначного выполнения требований, предъявляемых к разработке, производству, эксплуатации (включая безопасность, экологичность, утилизацию), сбыту продукции, установленных в техническом задании и/или договоре (контракте) на разработку, и обеспечения всеобщей оптимальной экономии: повышения качества продукции, эффективности производства и экономного использования всех видов ресурсов.

Виды документов, выполняемых в процессе разработки и постановки продукции на производство (технические задания, акты, ведомости, поставки, результаты НИР, патентных исследований, ОКР, протоколы испытаний и др.), их обязательный статус, учет, хранение и передача устанавливаются стандартами соответствующей организации.

Пятая стадия поставки имеет ввиду работы, направленные на сохранение качества готовой продукции (товара) при ее поставке потребителям в заданные сроки. Строго говоря, именно на этой стадии продукция превращается в товар, становясь объектом купли-продажи. Следует отметить, что формирование товарных партий происходит на этой стадии.

Шестая стадия эксплуатации (потребления, хранения) – это комплекс работ, направленных на получение максимального полезного эффекта от использования продукции, на снятие с эксплуатации.

Интересно
Седьмая стадия. К основным работам на стадии ликвидации продукции относят работы, направленные на обеспечение утилизации, уничтожения и /или захоронения продукции, ее отходов и удаления опасных отходов.

Ликвидация продукции – совокупности организационно-технологических мероприятий по снятию продукции с производства, утилизации и/или удалению продукции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)