Объекты товароведной деятельности

Объект – это что-либо воспринимаемое или воображаемое (ГОСТ Р ИСО 9000-2015). В качестве примеров объектов стандарт приводит, в числе других, продукцию, услуги. Объекты могут быть материальными (например, лист бумаги), нематериальными (например, план проекта) или воображаемыми (например, будущее положение организации.

Объектами товароведной деятельности являются товары

Товароведная деятельность как составная часть коммерческой деятельности направлена только на товары и сопутствующие им услуги по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п. В последние годы сфера товароведения расширилась и стала включать услуги и их материальный результат (продукцию, например, общественного питания). Услуги торговли ГОСТ Р 51303-2013 определяет как результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственную деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при покупке и продаже товаров. Услуги торговли включают в себя услуги розничной торговли и услуги оптовой торговли.

Услуги розничной торговли – это результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договорам купли-продажи или иным аналогичным. договорам.

Услуги оптовой торговли – это результат взаимодействия продавца и оптового покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров для последующей их перепродажи или профессионального использования. В национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51305- 2009 -Услуги торговли.

Интересно
Требования к персоналу – дается определение понятия торговое обслуживание как деятельности продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленной на удовлетворение потребностей покупателя при приобретении товаров и/или оказании услуг и т.д.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психические и др.), определяя потребительную ценность товара. Благодаря этим характеристикам, продукция приобретает полезность для потребителя и становится товаром. Характеристика, по ГОСТ Р ИСО 9000-2015, есть отличительное свойство. Характеристика может быть присущей или присвоенной, качественной или количественной.

Существуют различные классы характеристик, например, такие, как:

  • физические (механические, электрические, химические или биологические характеристики);
  • органолептические (связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);
  • этические (вежливость, честность, правдивость);
  • характеристики, связанные со временем (пунктуальность, безотказность, доступность, непрерывность);
  • эргономические (физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека);
  • функциональные (максимальная скорость самолета).

Исходя из этого определения термина, можно сформулировать основополагающие товароведные характеристики товаров.

Ассортиментная характеристика товаров—совокупность отличительных групповых видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая характеристика включает класс, группу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Например, масло подсолнечное рафинированное дезодорированное, подсолнечное рафинированное недезодорированное и масло подсолнечное нерафинированное отличаются друг от друга назначением и пищевой ценностью. Эти отличия обусловлены также их качественными характеристиками. Качественная характеристика (качество) товаров – совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.

Так, например, масло подсолнечное рафинированное дезодорированное “Премиум” применяют для непосредственного употребления в пищу и для производства продуктов детского и диетического питания, а рафинированное дезодорированное “Высший сорт” и “Первый сорт” -для непосредственного употребления в пищу и для производства пищевых продуктов. То есть для производства продуктов детского и диетического питания они не предназначены в отличие от “Премиум”. А рафинированное недезодорированное масло предназначено для производства пищевых продуктов и для промышленной переработки.

Нерафинированное “Высший сорт” и нерафинированное “Первый сорт” служат для непосредственного употребления в пищу, для производства пищевых продуктов и для промышленной переработки. Есть еще нерафинированное для промышленной переработки, которое, как следует из его названия, используется только для промышленной переработки.

Здесь четко прослеживается единство ассортиментной и качественной характеристик: в основе формирования ассортимента подсолнечного масла лежат качественные характеристики, которые и обусловливают его назначение. Уровень качества всех марок, кроме нерафинированного для промышленной переработки, позволяет их использовать для пищевых целей непосредственно или в составе других пищевых продуктов.

Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность

Нарушение установленных обязательных требований по безопасности и экологичности приводит к тому, что все остальные характеристики товара утрачивают для потребителя смысл даже в случае, если они являются желательными. Следствие этого – отказ потребителя от покупки или потребления небезопасных товаров. Качественные характеристики товаров имеют решающее значение для потребительских предпочтений. Они непосредственно взаимодействуют с количественными. Многие показатели потребительских свойств выражаются через количественные характеристики.

Количественная характеристика товаров – совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения.

Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Исключение составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества. Вместе с тем эти характеристики нельзя полностью сбрасывать со счетов при создании потребительских предпочтений, поскольку многие потребители в условиях насыщенного рынка отказываются от приобретения товаров, если их не устраивают определенные количественные характеристики единичного экземпляра товара и/или упаковки и/или товарной партии.

Интересно
Недопустимые отклонения от установленных количественных характеристик товаров, например, по объему или массе упаковок, служат основанием для запрета реализации или уценки товаров.

В ряде случаев допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются нормативными документами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)