Идентификация и прослеживаемость товаров

Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 “О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров” определяет следующие понятия.

Оборот товаров – хранение, транспортировка, получение и передача товара, в том числе его приобретение и реализация (продажа), на территории Российской Федерации

Вводом товара в оборот при производстве товара на территории Российской Федерации считается первичная возмездная или безвозмездная передача товара от производителя новому собственнику либо иному лицу в целях ее отчуждения такому лицу или для последующей реализации, которая делает его доступным для распространения и (или) использования.

Вводом товара в оборот при производстве товара вне территории Российской Федерации (за исключением товара, ввозимого из государств – членов Евразийского экономического Союза) называется выпуск таможенными органами для внутреннего потребления товара, ввозимого в Российскую Федерацию.

Вводом товара в оборот при производстве товара вне территории Российской Федерации в отношении товара, ввозимого из государств – членов Евразийского экономического союза, считается ввоз юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, товара в Российскую Федерацию.

Вывод товара из оборота – это реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара.

Код маркировки – это уникальная последовательность символов, формируемая оператором, состоящая из кода идентификации и кода проверки.

Код идентификации – последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара

Код проверки есть последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки.

Код товара – уникальный код, присваиваемый группе товаров при их описании в информационном ресурсе, обеспечивающем учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующей товарной номенклатуре.

Маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения.

Система маркировки товаров взаимодействует с государственными информационными системами, в том числе:

  • с Единым государственным реестром юридических лиц;
  • с Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей;
  • с государственным реестром аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • с Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов.

Прослеживаемость – это способность восстановить предысторию использования или местонахождения изделия с помощью регистрируемой идентификации (ПНСТ 171-2016).

Термин «прослеживаемость» по отношению к изделию может определять:

  1. Происхождение материалов и комплектующих.
  2. Предысторию производства продукции.
  3. Процесс формирования показателей качества изделия по данным входного, операционного и выходного контроля.
  4. Распределение и местонахождение изделия после поставки и т.д.

Для формирования средств идентификации оператор предоставляет участникам оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, коды маркировки на основании заявок на получение кодов маркировки от таких участников оборота товаров. Указанные заявки направляются участником оборота товаров оператору.

Участники оборота товаров – это:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Заявка на получение кодов маркировки должна содержать сведения о коде товара и количество кодов маркировки. Указанная заявка может содержать уникальные коды идентификации, которые планируется присвоить маркируемым товарам. Если такие коды идентификации не представлены участником оборота товаров в такой заявке, они предоставляются оператором, который гарантирует их уникальность.

В целях получения кодов маркировки участники оборота товаров заключают с оператором договор на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки

Код маркировки образуется путем формирования кода идентификации и формирования кода проверки. Код идентификации включает в себя в том числе код товара и его индивидуальный серийный номер. Формирование кода проверки осуществляется оператором с использованием российских криптографических технологий.

Сформированные коды маркировки предоставляются оператором участникам оборота товаров, обеспечивающим нанесение средств идентификации, с использованием устройств регистрации эмиссии.

Оснащение участников оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, соответствующими устройствами регистрации эмиссии осуществляет оператор. Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии.

Интересно
Участники оборота товаров представляют информацию оператору для ее включения в информационную систему мониторинга самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участниками оборота товаров и действующих от имени участников оборота товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представление информации об обороте товаров оператору для ее включения в информационную систему мониторинга осуществляется участниками оборота товаров после прохождения ими регистрации в информационной системе мониторинга и предоставления им доступа к личному кабинету.

Информационная система мониторинга подразумевает порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Технические средства информационной системы мониторинга должны располагаться на территории Российской Федерации. В целях регистрации в информационной системе мониторинга участники оборота товаров заключают с оператором договор о подключении к информационной системе мониторинга.

Для осуществления регистрации в информационной системе мониторинга участники оборота товаров направляют в информационную систему мониторинга заявление о регистрации, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя, содержащее обязательные сведения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515.

При положительном результате проверки заявления о регистрации оператор в предусмотренный срок, осуществляет регистрацию участника оборота товаров в информационной системе мониторинга.

Федеральный закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” предусматривает (статья 20.1), что Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации – государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Достижение целей создания системы государственного информационного обеспечения (информационной системы мониторинга), предусмотренного этим Законом, обеспечивается посредством следующих функций информационной системы мониторинга:

  1. Обеспечение идентификации каждой единицы товара, подлежащего маркировке средствами идентификации, путем присвоения товарам кодов маркировки.
  2. Обеспечение защиты кода маркировки товара с помощью российских криптографических технологий, а также путем централизованной генерации кода маркировки.
  3. Обеспечение возможности регистрации всех этапов оборота маркированных товаров от производства или ввоза на территорию Российской Федерации до розничной продажи с применением контрольно-кассовой техники или до иного вывода товара из оборота.
  4. Обеспечение возможности формирования аналитической информации.
  5. Проверка достоверности средств идентификации.
  6. Обеспечение взаимодействия с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
  7. Обеспечение взаимодействия с интегрированной информационной системой Евразийского экономического союза в сфере маркировки товаров средствами идентификации.
  8. Обеспечение юридической значимости сведений, передаваемых участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в информационную систему мониторинга.
  9. Формирование и ведение каталога товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
  10. Обеспечение возможности осуществления негосударственного контроля в сфере маркировки товаров с использованием информационной системы мониторинга.

Информационная система мониторинга включает в себя, в числе других, и такие компоненты:

  • хранения и обработки документов, поступающих от участников оборота товаров;
  • хранения данных о кодах маркировки;
  • регистрации и хранения данных об участниках информационной системы мониторинга;
  • доступа к данным в составе личного кабинета участника информационной системы мониторинга;
  • программных интерфейсов для организации взаимодействия с учетными и иными информационными системами участников информационной системы мониторинга;
  • расчета и получения платы за услугу формирования кодов маркировки для участников оборота товаров;
  • эмиссии кодов маркировки;
  • ведения нормативно-справочной информации;
  • отраслевые (по всем товарам или группам товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка средствами идентификации).

Информационная система мониторинга также включает в себя подсистемы:

  1. Национального каталога маркированных товаров Российской Федерации.
  2. Обеспечения негосударственного контроля.
  3. Аналитики.
  4. Организации взаимодействия с информационными системами федеральных органов исполнительной власти с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
  5. Информационной безопасности и криптографической защиты.
  6. Взаимодействия и информационной поддержки.
  7. Обеспечения взаимодействия с интегрированной информационной системой Евразийского экономического союза.

Участниками информационной системы мониторинга являются, в числе других, оператор информационной системы мониторинга, координатор создания и функционирования информационной системы мониторинга, участники оборота товаров, пользователи информационной системы мониторинга.

Оператор определяется Правительством Российской Федерации, координатором является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Пользователями информационной системы мониторинга являются физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие правом доступа к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга.

Информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга, включает в себя сведения, указанные в части 6 статьи 20.1 Федерального закона “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”, а именно:

  • сведения об участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  • сведения о товарах, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  • сведения о средствах идентификации, нанесенных на товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации;
  • сведения о технических средствах, используемых участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для обмена информацией с информационной системой мониторинга;
  • сведения о нарушениях требований об обязательной маркировке товаров средствами идентификации, выявленных потребителями этих товаров;
  • иные сведения, установленные Правительством Российской Федерации.

Кроме того, включает также следующие сведения о товарах:

  • сведения о формировании (генерации) оператором кодов маркировки;
  • сведения о нанесении на товары средств идентификации участниками оборота товаров;
  • сведения о непригодных средствах идентификации;
  • сведения о вводе в оборот, об обороте товара и о выводе товара из оборота.

Правительство РФ утвердило общие правила маркировки товаров, на которые в обязательном порядке наносятся идентификационные знаки. Также урегулированы вопросы функционирования государственной информационной системе мониторинга за оборотом указанных товаров.

Правила маркировки предусматривают:

  1. Процедуру формирования и нанесения средств идентификации на товар.
  2. Характеристики средств идентификации.
  3. Правила включения оператором государственной информационной системе информации о товарах.

Чтобы получить коды маркировки, участники оборота товаров должны будут заключить с оператором договоры по типовой форме, утвержденной Минпромторгом. С 1 января 2019 года действует Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ и содержит понятие «товары, маркированные средствами идентификации».

Товары, маркированные средствами идентификации – это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

В Концепции создания и функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров маркировка определяется как комплекс действий по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации. Она необходима для обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.

К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками

То есть предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)