Нравственное воспитание осужденных

Аксиомой является положение о том, что прежде чем совершить уголовное преступление, большинство осужденных, особенно из числа несовершеннолетних, преступают нравственные нормы. Алкоголизм, наркомания, беспорядочные половые связи в раннем возрасте, кражи, участие в агрессивных действиях, акты вандализма были свойственны большинству из них еще до осуждения. Все это приводит к духовному опустошению личности.

Поэтому, безусловно, самая эффективная профилактика преступлений – духовно-нравственное воспитание населения, а в сфере предупреждения рецидивной преступности – осужденных.

Процесс нравственного воспитания осужденных имеет свои особенности:

  • ограниченность круга возможных субъектов в организации воспитательного процесса;
  • наличие криминальной субкультуры;
  • асоциальная направленность личности осужденных, существенный негативный социальный опыт, накопленный осужденными;
  • их искаженные представления об общепринятых моральных нормах и нравственных ценностях;
  • пассивная позиция («зрителя», «отстраненного наблюдателя»);
  • преобладание авторитарного стиля общения сотрудников с осужденными.

Выделенные особенности воспитательного процесса вносят специфику в его организацию.

Следует отметить основные направления нравственного воспитания.

Осуществление воспитательного воздействия в целях формирования желания у осужденных преодолеть собственные аморальные влечения и привычки. В первую очередь – это алкоголизм и наркомания.

По разным оценкам, 50–60 % осужденных страдают этими заболеваниями. Поэтому в рамках нравственного воспитания необходима организация антиалкогольного и антинаркотического просвещения.

Формирование нравственных ценностей.

Стратегическая задача – сформировать у осужденных ценность свободной и законопослушной жизни человека в обществе.

Это достигается через моделирование социально одобряемого понимания человеческого счастья:

  1. Раскрытие ценностной значимости (благоприятности) семейной жизни (взаимная поддержка, забота, душевные отношения, радость от дел на благо семьи, домашний уют, благополучие семьи, счастливые родительские чувства, возможность заботиться о детях, радоваться их благополучному развитию, успехи детей).
  2. Раскрытие ценности здоровья и хорошего физического состояния, душевного спокойствия и комфорта.
  3. Уважение других людей (соседи, коллеги, друзья), а не боязнь или ненависть.
  4. Спокойную жизнь родителей (не переживают горе в связи с тем, что сын осужден).
  5. Общение с природой, культурный отдых, трезвое состояние, полноценное и вкусное питание, благоприятный внешний облик.
  6. Удовлетворенность от результатов честного труда.
  7. Коррекцию таких нравственных ценностей, как справедливость, дружба и авторитет, честность и порядочность, свобода и ответственность.

Информация, раскрывающая значимость указанных ценностей, может преподноситься в сравнении с теми атрибутами противоправного образа жизни, которые ее неизбежно сопровождают и выражают противоположность названным: отсутствие или отрыв от семьи, переживания и страдания близких людей, душевные переживания (тревога, психологическое давление, душевное одиночество, тоска, чувство вины и обреченности, ущербности и т. д.), ограниченность в удовлетворении потребностей.

Раскрывая данные положительные ценности, необходимо также раскрывать и принципы, которыми нужно руководствоваться для достижения указанных жизненных благ:

  • удовлетворение потребностей и решение жизненных проблем только законным путем;
  • порядочное и доброе отношение к людям;
  • оказание помощи родным и близким, а также другим людям;
  • честный труд;
  • трезвый образ жизни;
  • реальные и умеренные потребности и притязания;
  • способность видеть в обычной жизни ее блага;
  • избавление от чувств злобы, мести, зависти материальным благам других людей;
  • умение достойно и разумно вести себя в конфликтной ситуации;
  • думать о хорошем и благоразумном, а не о плохом;
  • приличный внешний вид и тактичное доброжелательное общение с людьми;
  • стремление повысить свой общеобразовательный и культурный уровень.

Формирование веры в положительную жизненную перспективу.

Значительная часть осужденных, в первую очередь ранее неоднократно отбывавших наказание в виде лишения свободы, уверены в том, что вновь совершат преступление и вернутся в места лишения свободы.

Развитие самосознания и самоконтроля, умения понимать переживания и поступки других людей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)