Новый внешнеполитический курс КНР в отношении Центральной Азии 1996-2001

Во второй половине 1990-х гг. Китай пересматривает свою внешнюю политику в отношении региона. Этому способствуют тайваньский вопрос, рост противоречий с США, а также финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. Беспокойство у Китая вызывало и формирование однополярной международной системы отношений, в которой главную роль играли США.

Постепенно Пекин переходит к формированию новой внешнеполитической стратегии Китая в условиях глобализации для обретения «страной статуса великой державы, которая структурирует международную систему», «поддержки благоприятных внешних условий для китайских реформ» и «препятствия в стремлении помешать подъему Китая».

Китай переходит к активной фазе действий в Центральной Азии. К этому моменту обозначились и обнажились главные угрозы в регионе – экстремизм, терроризм, наркотрафик, исламский радикализм, уйгурский сепаратизм, национализм и др., беспокоившие абсолютно все страны региона.

Китай особенно беспокоил рост уйгурского сепаратизма, активно проявлявший себя на территории региона и на западной границе СУАР. Другим пунктом, тревожившим Китай, являлся Афганистан, постепенно превращавшийся в зону постоянных боевых действий.

В это же время Китай четко обозначил свой энергетический интерес к региону, который в середине 90-х гг. оказался вторым «Персидским заливом» по объему разведанных полезных ископаемых нефти и газа. Потребности экономики Китая актуализировали проблему доступа Китая на углеводородные рынки Центрально-Азиатского региона.

В 2000 г. Китай принимает стратегию «большого освоения запада», в которой главное место уделяется Центральной Азии. По замыслу китайцев богатый ресурсами регион должен способствовать развитию западных районов Китая и решить проблему экономического отставания западных и центральных районов от приморских территорий. Кроме того, СУАР рассматривался как плацдарм для продвижения китайских товаров на рынок региона.

Интересно
Для решения поставленных задач и перехода на новый уровень отношений в 1996 г. по инициативе Пекина и Москвы на базе рабочей группы «4+1» был создан новый региональный институт под названием «Шанхайская пятерка», куда вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Позже на ее базе в 2001 г. была создана ШОС, в которой лидирующие позиции впервые в своей истории занял Китай.

Приоритетными вопросами для ШОС на первом этапе являлись проблемы безопасности и военного сотрудничества. Одновременно с углублением диалога шел переговорный процесс по делимитации границ Китая с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, который завершился подписанием документов в 1996 и 1997 гг. в Шанхае и Москве.

Сотрудничество в военной сфере активизировалось после попытки вооруженного проникновения боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) на территорию Узбекистана и Киргизии в 1999 и 2000 гг., происходившее одновременно с прорывом боевиков в Дагестане.

После этого было налажено сотрудничество по линии военных и правоохранительных ведомств, а также оказана военная помощь Китая странам Центральной Азии. Таким образом, за достаточно быстрый период Китай завоевал статус равного партнера России в регионе, ставшего одним из региональных гарантов безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)