ШОС и активизация Китая в Центральной Азии 2001-2016

Теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и последующие за ним события в мире (вторжение в Афганистан, Ирак, расширение американского присутствия в регионе) создали угрозу стабильности в Центральной Азии и способствовали активизации Китая в отстаивании своих интересов. Основной упор был сделан на укрепление диалога в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Главными задачами ШОС являлись укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участники, включающем регион Центральной Азии, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

С 2006 г. Китай все настойчивее выступает за развитие экономической составляющей в рамках диалога ШОС. Пекин предложил создать зону свободной торговли и региональную транспортную структуру.

Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. актуализировал проблемы экономического и инвестиционного развития китайско- центральноазиатских отношений.

Региональные проекты Китая. В 2013 г. Китай представил программу экономического развития Центральной Евразии под названием «Экономический пояс “Шелкового пути”» (ЭПШП). Сегодня это глобальный транзитный проект Китая для создания условий и обеспечения стабильных экономических взаимоотношений между Западом и Востоком в большей степени по территории южного транзита (через Центральную Азию), а также частично с использованием северного (через Россию).

В последнее время КНР активно лоббирует проекты железнодорожных магистралей. Один из них Китай – Киргизия – Узбекистан. Эта магистраль призвана соединить китайские железные дороги с Узбекистаном и далее через Афганистан, Иран и Турцию с европейской сетью железных дорог.

Таким образом, преимущественно мирные интересы Китая в Центральной Азии в большей степени сосредоточены на решении внутренних проблем при использовании ресурсного потенциала Центральной Азии. Факторами, определяющими значимость региона для КНР, являются обеспечение стабильности западных провинций КНР (СУАР), экономическое развитие и модернизация КНР, растущие потребности энергетики, транзитный потенциал региона.

В последнее время ключевой основой дипломатии является использование стратегии «мягкой силы». Основные элементы внешней политики КНР в регионе – расширение торговых контактов Китая со странами региона, обеспечение доступа к энергоресурсам стран региона посредством сооружения трубопроводной системы, связывающей регион с КНР, вхождение КНР в стратегически важные сектора экономик стран региона, сооружение транспортнокоммуникационной системы между регионом и КНР, оказание КНР странам региона финансово-экономической помощи.

Китай – Казахстан. Дипломатические отношения были установлены 27 августа 1992 г. Протяженность государственной границы между странами составляет 1533 км. В Китае проживает около 2 млн этнических казахов.

26 апреля 1994 г. между КНР и Казахстаном был заключен договор «О казахстано-китайской государственной границе». Основной упор во взаимоотношениях Китая и Казахстана делается на стратегическом сотрудничестве, при этом Китай в большей степени интересуется энергетическим потенциалом богатой ресурсами республики.

Сохранение правильного баланса сил между Россией, Китаем, западом и тюрко-исламским миром является стержнем всей казахстанской внешней геополитики. Через Казахстан прокладывается транспортный коридор Китай – Западная Европа.

В транспортной и нефтегазовой сфере между КНР и Республикой Казахстан реализуются несколько крупных проектов. К ним относятся строительство транспортных коммуникаций между СУАР и ЦАР (Китай-Киргизия-Узбекистан) – Кашгар-Андижан и газопровод Центральная Азия – Китай. Газопровод начинается в городе Гедайм на границе между Туркменистаном и Казахстаном, транзитом проходит через Узбекистан и Казахстан и заканчивается в китайском пограничном пункте Хоргос СУАР.

Инвестиционные операции корпорации в области нефти и газа в Казахстане включают в себя в основном нефтегазовый проект в Актобе, нефтяной проект Северные Бузачи, проект нефтяной компании Республики Казахстан, проект по разработке пяти нефтяных месторождений, а также два проекта по разведке.

Наряду с этим корпорация является контрактором по строительству нефтепровода Казахстан-Китай, нефтепровода Кенкияк-Атырау, газопровода Казахстан-Китай, установок для хранения и транспортировки нефти и газа и совместно с казахстанской стороной осуществляет их эксплуатацию. В последнее время КНР намерен перенести целый ряд производственных площадок на территорию Казахстана.

Китай – Узбекистан. Отношения Узбекистана с Китаем охватывают широкий спектр сотрудничества. Важным этапным событием в двусторонних отношениях стал государственный визит президента Ислама Каримова в КНР 25-27 мая 2005 г., в ходе которого был подписан Договор о партнерских отношениях дружбы и сотрудничества.

Этот основополагающий документ открыл широкие горизонты для углубления сотрудничества между двумя странами в торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной и других сферах. В 2010 г. во время визита Ху Цзиньтао была подписана Совместная декларация о всестороннем углублении и развитии партнерских отношений дружбы и сотрудничества.

С каждым годом расширяется инвестиционное сотрудничество, уверенными темпами растет число китайских компаний в Узбекистане. На сегодняшний день в республике функционируют 347 предприятий с участием китайских инвесторов, из которых 57 – со стопроцентным китайским капиталом, открыты представительства 64 компаний КНР. Необходимо отметить активную деятельность на узбекском рынке таких известных корпораций, как «СИТИК», «Чайна Машинери Корпорейшн», «Хуавей», «Шанхай Белл», и многих других.

Успешно работают построенные при участии китайских специалистов Кунградский содовый завод, Дехканабадский завод калийных удобрений, хорошо зарекомендовали себя поставленные Чжучжоуской электровозостроительной компанией современные высокоскоростные электровозы.

Уверенными темпами развивается двустороннее сотрудничество Узбекистана и КНР в сфере энергетики. Об этом свидетельствует реализуемый сегодня с китайскими партнерами такой совместный инвестиционный проект, как строительство газопровода Узбекистан – Китай.

Узбекистан является важнейшим звеном международного транзитного железнодорожного коридора Китай – Центральная Азия – Европа. В 2016 г. Узбекистан завершил реализацию проекта по строительству электрифицированной железнодорожной линии Ангрен- Пап общей стоимостью 1,68 млрд долларов. Строительство тоннеля для железнодорожного пути через перевал Камчик осуществляла китайская компания China Railway Tunnel Group, стоимость проекта составила 455 млн долларов.

Китай – Киргизия. Дипломатические отношения между странами были установлены в 1992 г. Протяженность государственной границы между странами составляет 858 км.
Инвесторов из КНР привлекают гидроресурсы, в первую очередь каскад Сарыджазких и Камбаратинских ГЭС, строительство линии электропередачи в Кашгаре (СУАР), а также сооружение теплоэлектростанций, работающих на угле, реконструкция существующих ГЭС и ТЭС.

Зона свободной торговли в Нарыне привлекает большое количество китайских бизнесменов, которые стали доминировать в доле импорта Киргизии и экспорте мелких товаров.

Большая часть этой торговли приходится на бартер привезенных товаров этническими киргизами или казахами, которые являются китайскими гражданами. Правительство Киргизии выразило тревогу по поводу количества китайцев, которые переезжают в Нарын и другие части Киргизии.

В 1990-х товарооборот с Китаем резко вырос. Особенно важной частью торговых отношений является реэкспорт китайских товаров в соседний Узбекистан (в основном через город Кара-Суу), а также в Казахстан и Россию (в основном через город Бишкек).

Благодаря своей языковой и культурной близости с китайцами маленькая диаспора дунган Киргизии играет значительную роль в торговле между странами. В 2005 г. в Киргизии произошла «тюльпановая революция», которую в Китае восприняли негативно, что привело за собой развертывание боевых сил китайцев на границе между странами. Осенью 2010 г. были проведены совместные ан- титеррористические учения между двумя странами, которые включали порядка 1000 солдат из сухопутных войск обеих стран.

После выхода Киргизии из состава СССР 31 августа 1991 г. КНР в 1992 г. заявила о необходимости подписания нового договора о границе и пересмотре некоторых демаркационных линий. Киргизия двумя соглашениями о делимитации государственной границы между Киргизией и Китаем, подписанными в 1996 и 1999 гг., передала Китаю около 125 тыс. гектаров территории.

Китай – Туркменистан. Сотрудничество развивается главным образом в нефтегазовой отрасли. Ведется работа над проектом разработки природного газа на правом берегу реки Амударьи нефтяного месторождения Кум-Даг.

Интересно
Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) оказывает инженерно-технические услуги на нефтяных месторождениях, включающие бурение скважин, каротаж скважин и др. В апреле 2007 г. КННК заключила с государственной геологической компанией Туркменистана договор о буровых услугах на 12 скважинах природного газа сроком на 3 года.

В 2012 г. были успешно реализованы проекты по системе сбора и транспорта на газовом месторождении Метеджан и строительству газоперерабатывающего завода «Галкыныш» и его комплектующего объекта.

3 сентября 2013 г. было подписано Соглашение о строительстве четвертой нитки газопровода Туркмения-Китай. В настоящее время транспортировка газа происходит по двум ниткам газопровода Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай, который был сдан в эксплуатацию в декабре 2009 г. Сырьевой базой поставок газа в Китай станет месторождение Галкыныш (группа месторождений Южный Иолотань, Осман, Минара и Яшлар).

Китай – Таджикистан. После образования Таджикистана в 1992 г. в результате распада СССР КНР заявила о необходимости подписания нового договора о границе и пересмотра некоторых демаркационных линий. 13 августа 1999 г. между двумя странами было подписано соглашение «О таджикско-китайской государственной границе».

В мае 2004 г., в соответствии с подписанным правительствами Китая и Таджикистана соглашением, открылся первый контрольно-пропускной пункт на китайско-таджикистанской границе – КПП Карасу. 12 января 2011 г. парламент Таджикистана проголосовал за передачу Китаю тысячи квадратных километров спорных территорий в горах Памира.

Китай активно помогает Таджикистану в развитии его экономики. В 2012 г. Таджикистан получил от Китая почти 1 млрд долларов США в виде грантов, технической помощи и кредитов на льготных условиях.

В Таджикистане действуют китайско-таджикистанские предприятия «Зерафшон» и «Зарнисор», добывающие золото, серебро и свинцово-цинковые руды. С помощью Китая Республика Таджикистан в 2006-2009 гг. построила две линии электропередачи.

Китай также активно модернизирует транспортную инфраструктуру Таджикистана наряду с Казахской Республикой по оси Запад-Восток для дальнейшего увеличения китайских поставок в регион. В 2006 г. Китай предоставил Таджикистану 281,2 млн долларов на реконструкцию автомобильной дороги, проходящей по маршруту Душанбе-Худжанд-Чанак.

В 2010 г. дорога была принята в эксплуатацию. Кроме того, в сентябре 2015 г. были завершены работы по модернизации автомобильной магистрали Душанбе-Турсунза- де-Узбекистан протяженностью в 61,5 км. Китай не принимал непосредственного участия в финансировании проекта, однако подрядчиком по итогам тендера была выбрана китайская Road and Bridge Corporation.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)