Российско-китайское разграничение в Центральной Азии, проблемы торговых отношений

В середине 50-х гг. XIX в. китайцы систематически нарушали границу российских владений в казахских землях и занимались несанкционированной золотодобычей на российской территории. Русским казачьим отрядам постоянно приходилось вытеснять их обратно на китайскую территорию.

В 1855 г. китайцы в отместку сожгли русскую торговую факторию в Чугучаке. Тем самым актуализировался вопрос урегулирования границы между двумя государствами, которая к тому времени фактически уже сложилась, но не была еще разграниченной.

Интересно
Начало русско-китайскому разграничению в Центральной Азии положил Пекинский договор между Россией и Китаем, заключенный русским посланником Н. П. Игнатьевым с цинским правительством в ноябре 1860 г. как дополнительный к Айгуньскому и Тяньцзиньскому договорам.

Согласно Пекинскому договору должна была быть определена граница на огромном пространстве от оконечности Западных Саян до Памира. Наряду с пограничными вопросами в этом договоре регламентировалась и русско-китайская торговля в Центральной Азии: русские купцы получали право торговать не только в Кульдже и Чугучаке, но и в Кашгаре.

Пекинский договор определял принципы и направление будущей границы. От Шабина-Дабага до кокандских владений пока еще не определенная договором русско-китайская граница простиралась на протяжении более 3000 км, пересекая горные хребты Алтая, Тарбагатая, Джунгарского Алатау, Тянь-Шаня и Памира, крупные реки Иртыш и Или.

В 1864 г. был заключен Чугучакский протокол. К России отошли богатые Алтайский и Курчумский края, изобилующее рыбой озеро Зайсан, прекрасные пастбищные и пахотные земли Тарбага- тая, Алатау, Тяньшаня, которые или никогда не входили в состав цинского Китая, или к тому времени уже не контролировались им.

Подписание Чугучакского договора было крупным успехом русской дипломатии. Маньчжурская династия шла на территориальные уступки России в надежде на дальнейшую дипломатическую и военную поддержку Петербурга перед лицом сохранявшейся агрессии Великобритании, Франции и других великих держав.

Уйгурский вопрос. В 50-70-х гг. XIX в. в империи Цин произошли мощные восстания тайпинов и мусульманских народов Западного Китая – дунган, уйгуров, казахов. Под угрозой оказались традиционные экономические связи России и Китая в регионе.

Летом 1864 года восстали жители Кучара. В результате Уйгурия оказалась расколота на мелкие образования. В 1871 г. Илийский (Таранчинский) султанат был оккупирован войсками Российской империи почти на десять лет.

В феврале 1881 г. был заключен Договор между Россией и Китаем об Илийском крае, также известный как Петербургский договор. Он был посвящен демаркации границ между Россией и Китаем на северо-западе империи Цин, которая добивалась сохранения контроля над Илийским краем (историческая территория на севере современного Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) в долине реки Или).

Последовавшая за заключением договора миграция уйгуров и дунган положила начало формированию крупных диаспор этих народов на территории Российской империи, СССР, а затем и среднеазиатских республик.

Договор также уточнил российско-китайскую границу в районе озера Зайсан и реки Черный Иртыш и определил порядок решения пограничных вопросов. В целом данный договор дополнил Пекинский договор 1860 г. и завершил демаркацию российско-цинской границы, которая соответствует границе между КНР и Республикой Казахстан в ее современном виде.

В 1881-1883 гг. российские войска были выведены из Илийского края – северо-западной части Синьцзяна. В 1884 г. цинская администрация вновь переименовала Уйгурию в Синьцзян, административным центром которого стал город Урумчи.

Во исполнение условий договора в 1882-1884 гг. была проведена демаркация российско-китайской границы от перевала Улан-Дабага хребта Сайлюгем на Алтае до перевала Уз-бель Сарыкольского хребта на Памире. Граница была четко определена, обозначена на карте и отмечена пограничными знаками. Илийский кризис был успешно преодолен.

Кашгарский протокол от 25 ноября 1882 г. определял границы России с Китаем от верховьев реки Нарынкол до перевала Бедель (хребет Кокшаал Тоо) – современный отрезок киргизско-китайской границы, обозначенный на месте комиссарами из-за труднопроходимых горных условий всего одним пограничным знаком на названном перевале.

По Ново-Маргеланскому протоколу (договору) от 29 мая 1884 г. (во исполнение Санкт-Петербургского договора от 1881 г.) устанавливалась и проводилась граница между Россией и Китаем от перевала Бедель в хребте Кокшаал-Тоо, а от него по главному Тянь-Шаньскому хребту до перевала Туюнь-Суек и далее на юг до перевала Уз-Бель на Сарыкольском хребте на Памире.

Однако эти и другие документы по пограничному размежеванию, особенно описание пограничного размежевания, и приложенные к ним карты не отличались точностью и ясностью из-за незнания членами и уполномоченными разграничительных комиссий реального строения поверхности приграничных земель, действительного местоположения горных хребтов, их вершин, рек и их направлений. Таким образом, фиксировалось упрощенное описание линии границы.

В результате между Россией и Китаем сложились две версии линии границы. Одна – договорная, прохождение которой фиксировалось пусть и несовершенными, но признаваемыми обоими государствами двусторонними документами, другая – фактически охраняемая, отличающаяся от договорной тем, что в двустороннем порядке никогда не признавалась.

Памирский вопрос. Россия претендовала на Памир по праву завоевания Кокандским ханством, а Китай предъявил претензии на памирских киргизов как на бывших подданных Якуб-бека, правителя независимой Уйгурии в 1865-1877 гг. Договором 1881 г. вопрос о Памире решен не был. Переговоры по этому вопросу проходили очень трудно, поэтому в итоге линия российско-китайской границы на Памире не была закреплена договором, а лишь оговорена посредством дипломатических нот в части сохранения существующего положения на Памире.

Тибетский вопрос. Тибетские власти попытались опереться на Россию перед угрозой английской и китайской экспансии. В ноябре 1903 г. П. К. Козлов в докладной записке сообщал, что тибетцы готовы перейти под русское покровительство и поэтому необходимо организовать военную экспедицию в Тибет.

Император Николай II поддержал эту инициативу, но ее не удалось реализовать из-за Русско-японской войны. Кроме того, сразу после начала войны Англия начала вторжение в Тибет. Лишь в 1907 г. была подписана Конвенция между Россией и Англией по делам Персии, Афганистана и Тибета. В ней признавались суверенитет Китая над Тибетом, территориальная целостность Тибета и «специальные интересы» Англии в Тибете. Несмотря на многочисленные попытки Тибета (1910, 1911, 1913) усилить российское влияние или даже попытки перейти под покровительство России, решения Конвенции соблюдались российским правительством вплоть до 1917 г. с целью недопущения усиления Англии в Тибете.

Проблемы русско-китайских торговых отношений. Главной статьей китайского экспорта в Россию во второй половине XIX в. оставался чай. При этом в 1895 г. до 75 % всего русского экспорта в Китай приходилось на Синьцзян и почти 20 % осуществлялось через Кяхту. Транспортировка товаров через Кяхту была очень дорогой, но ее поддержание для России было вопросом стратегическим, так как чайная торговля являлась важным условием развития Восточной Сибири.

В конце XIX в. Россия завезла в Китай керосин, быстро завоевавший рынок Поднебесной. Но в связи со строительством Транссиба и активизацией морской торговли произошло очередное падение кяхтинской торговли. Постепенно центр торговли перешел во Владивосток, активно торговавший с крупными портовыми городами Китая – Шаньдунем и Шанхаем. После введения в эксплуатацию Транссибирской магистрали Россия перестала дотировать морские перевозки на Дальнем Востоке, и объемы торговли постепенно начали снижаться.

Таким образом, сухопутная торговля по Сибирскому (Северному) тракту с Китаем уступала в объемах и прибыли, получаемой с торговли по морским путям на Дальнем Востоке и через Центральную Азию в Синьцзяне. После вхождения Туркестана в состав России возможности южного транзита не использовались для обеспечения посреднической торговли между Западом и Востоком.

Туркестан оказался замкнут в системе российской экономики, хотя транспортная инфраструктура и возможности для использования транзитного потенциала региона в это время активно развивались.

В 1886 г. впервые возникла идея о соединении Туркестана с Сибирью. В 1906 г. вышло постановление о выделении денег на строительство линии Барнаул – Семипалатинск – Верный – Луговая – Арысь. Линия до Семипалатинска была сдана в 1917 г. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Верного.

События Октябрьской революции остановили ее строительство на станции Бурное. Лишь во время СССР Турксиб был достроен и введен в эксплуатацию в 1929 г. А спустя тридцать лет, в 1960 г., была открыта ветка Турксиба от станции Актогай до советско-китайской границы – станции Дружба (Достык), соединившая железнодорожным путем СССР и Китай в Центральной Азии.

На протяжении второй половины XIX в. в русско-китайской торговле наблюдались негативные тенденции – увеличение дефицита для российской экономики. Россия вынуждена была искать альтернативные пути кяхтинской торговли с Китаем через Синьцзян и Владивосток.

К концу XIX в. сложилась благоприятная ситуация в русско-китайской торговле. Ввоз и вывоз сравнялись, но действующее руководство Российской империи не поддержало этой тенденции, а приняло решение по развитию КВЖД. Дальнейшему развитию русско-китайских торговых отношений помешали Синьхайская революция в Китае, Первая мировая война и революция в России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)