Нормативно-правовое обеспечение экспертизы и диагностики

Общая структура фонда нормативных документов, действующих в сфере услуг, разделяется на государственный уровень и уровень предприятия.

Уровень предприятия включает следующие типы документов – ТУ на конкретные товары и услуги, технические описания, стандарты предприятия, образцы моделей, конструкторские документы, технологические документы, рецептуры, договоры с заказчиком.

Государственный уровень нормативных документов является высшим и включает следующие: международные под эгидой ООН, региональные в рамках АЭС, межгосударственные (региональные в рамках СНГ), общероссийские, отраслевые, научно-технических инженерных обществ, общественных организаций.

Нормативно-правовые документы делятся на следующие категории: законодательные правовые акты, подзаконные правовые акты, основополагающие стандарты, классификаторы, государственные стандарты.

Согласно классификации, принятой Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссией (МЭК), существуют следующие виды стандартов:

  • основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области и используется многократно;
  • терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины;
  • стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор проб);
  • стандарт на продукцию – содержит требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Различают неполный стандарт, содержащий только часть требований к продукции, например к параметрам качества, и полный стандарт, который содержит не только все требования к продукции, но и правила или методы испытаний, отбора проб и других процедур;
  • стандарт на процесс, стандарт на услуги – нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают, соответственно, процесс или услуга;
  • стандарт на совместимость – устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей. Данный стандарт разрабатывается также на систему в целом, например на систему сигнализации;
  • потребительские (эксплуатационные) требования и методы их контроля, приведены в ГОСТ, признаются обязательными, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя или исполнителя услуг;
  • отраслевые стандарты (ОСТ) – разрабатываются применительно к продукции, работам, процессам, услугам в определенной отрасли экономики; их требования не должны противоречить ГОСТ Р;
  • стандарты предприятий (СТП) – разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации являются составляющие элементы организации и управления производством;
  • технические условия (ТУ) – разрабатываются предприятием на собственную продукцию или услуги в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.

Схематично категории стандартов представлены на рис. 1.

Нормативно-правовое обеспечение экспертизы и диагностики

В соответствии с законом «О стандартизации» ТУ к технической, а не нормативной документации. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции или услуг.1

Кроме перечисленных нормативных документов на предприятиях, используется ряд технических документов, которые носят характер нормативных актов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)