Нормативно-правовое обеспечение экспертизы и диагностики
Общая структура фонда нормативных документов, действующих в сфере услуг, разделяется на государственный уровень и уровень предприятия.
Государственный уровень нормативных документов является высшим и включает следующие: международные под эгидой ООН, региональные в рамках АЭС, межгосударственные (региональные в рамках СНГ), общероссийские, отраслевые, научно-технических инженерных обществ, общественных организаций.
Нормативно-правовые документы делятся на следующие категории: законодательные правовые акты, подзаконные правовые акты, основополагающие стандарты, классификаторы, государственные стандарты.
Согласно классификации, принятой Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссией (МЭК), существуют следующие виды стандартов:
- основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области и используется многократно;
- терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины;
- стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор проб);
- стандарт на продукцию – содержит требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Различают неполный стандарт, содержащий только часть требований к продукции, например к параметрам качества, и полный стандарт, который содержит не только все требования к продукции, но и правила или методы испытаний, отбора проб и других процедур;
- стандарт на процесс, стандарт на услуги – нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают, соответственно, процесс или услуга;
- стандарт на совместимость – устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей. Данный стандарт разрабатывается также на систему в целом, например на систему сигнализации;
- потребительские (эксплуатационные) требования и методы их контроля, приведены в ГОСТ, признаются обязательными, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя или исполнителя услуг;
- отраслевые стандарты (ОСТ) – разрабатываются применительно к продукции, работам, процессам, услугам в определенной отрасли экономики; их требования не должны противоречить ГОСТ Р;
- стандарты предприятий (СТП) – разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации являются составляющие элементы организации и управления производством;
- технические условия (ТУ) – разрабатываются предприятием на собственную продукцию или услуги в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.
Схематично категории стандартов представлены на рис. 1.
В соответствии с законом «О стандартизации» ТУ к технической, а не нормативной документации. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции или услуг.1
Кроме перечисленных нормативных документов на предприятиях, используется ряд технических документов, которые носят характер нормативных актов.
- Описание метода Дельфи
- Структура и содержание экспертного заключения
- Этапы проведения экспертизы и требования к экспертизе и экспертным организациям
- Разработка и реализация программы действий
- Клиенты и позиционирование ресторана
- Сетка доходов
- Выбор диагностических параметров
- Диагностика как процесс
- Средства технической диагностики
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу