Нормативно-правовое обеспечение экспертизы и диагностики

Общая структура фонда нормативных документов, действующих в сфере услуг, разделяется на государственный уровень и уровень предприятия.

Уровень предприятия включает следующие типы документов – ТУ на конкретные товары и услуги, технические описания, стандарты предприятия, образцы моделей, конструкторские документы, технологические документы, рецептуры, договоры с заказчиком.

Государственный уровень нормативных документов является высшим и включает следующие: международные под эгидой ООН, региональные в рамках АЭС, межгосударственные (региональные в рамках СНГ), общероссийские, отраслевые, научно-технических инженерных обществ, общественных организаций.

Нормативно-правовые документы делятся на следующие категории: законодательные правовые акты, подзаконные правовые акты, основополагающие стандарты, классификаторы, государственные стандарты.

Согласно классификации, принятой Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссией (МЭК), существуют следующие виды стандартов:

  • основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области и используется многократно;
  • терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины;
  • стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор проб);
  • стандарт на продукцию – содержит требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Различают неполный стандарт, содержащий только часть требований к продукции, например к параметрам качества, и полный стандарт, который содержит не только все требования к продукции, но и правила или методы испытаний, отбора проб и других процедур;
  • стандарт на процесс, стандарт на услуги – нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают, соответственно, процесс или услуга;
  • стандарт на совместимость – устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей. Данный стандарт разрабатывается также на систему в целом, например на систему сигнализации;
  • потребительские (эксплуатационные) требования и методы их контроля, приведены в ГОСТ, признаются обязательными, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя или исполнителя услуг;
  • отраслевые стандарты (ОСТ) – разрабатываются применительно к продукции, работам, процессам, услугам в определенной отрасли экономики; их требования не должны противоречить ГОСТ Р;
  • стандарты предприятий (СТП) – разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации являются составляющие элементы организации и управления производством;
  • технические условия (ТУ) – разрабатываются предприятием на собственную продукцию или услуги в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.

Схематично категории стандартов представлены на рис. 1.

Нормативно-правовое обеспечение экспертизы и диагностики

В соответствии с законом «О стандартизации» ТУ к технической, а не нормативной документации. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции или услуг.1

Кроме перечисленных нормативных документов на предприятиях, используется ряд технических документов, которые носят характер нормативных актов.

Нет времени писать работу?
Обратись к профи-репетиторам
"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)