Неопределенность понятий

Если изучаемое понятие не определено и не доведено до эмпирического аналога на этапе подготовки программы исследования, то социолог нередко свою задачу пытается (часто того не осознавая) переложить на плечи респондентов. Гак, например, не определив в рамках исследования понятие «адаптация», спрашивает у респондентов, как проходил процесс их адаптации к новому коллективу.

Подразумевается, что респондент сам должен не только знать, что такое адаптация, но и дать оценку успешности этого процесса. Но в таких случаях социолог не учитывает, что, оценивая процесс адаптации, разные респонденты подразумевают различные аспекты своего состояния и условий жизнедеятельности.

В других случаях социологу введенные категории кажутся слишком очевидными и однозначными только потому, что он лично к ним привык и, составляя анкету, не учитывает, что в общественном мнении данная категория может не быть зафиксирована именно в том значении, которое подразумевал автор исследования.

Достаточно типичным примером неоднозначного вопроса является следующая формулировка: «Как Вы оцениваете уровень социальной напряженности в Вашем регионе?»

В этом вопросе присутствуют сразу два неопределенных термина: «социальная напряженность» и «регион». Понятие «социальная напряженность» в настоящее время не имеет однозначного определения ни в социальной науке, ни в повседневной жизни.

Исследователь может по-своему истолковывать эту категорию, а каждый из респондентов по-своему. (На практике, сталкиваясь с неопределенными или неоднозначными терминами, респонденты часто спрашивают интервьюеров — «что имеется ввиду», а интервьюеры дают собственное толкование используемому слову).

Включая подобную категорию в вопрос анкеты, исследователь фактически перекладывает решение своей задачи (например, «оценка уровня социальной напряженности в различных регионах») на респондентов. Он должен был в программе исследования определить понятие социальной напряженности, выделить составляющие ее компоненты (например, «забастовки», «неудовлетворенность условиями жизни» и т.п.) и по каждому индикатору сформулировать самостоятельный вопрос, а в процессе анализа — интегрировать полученные данные.

Термин «регион», который для автора вопроса, возможно, вполне однозначно определен и типология регионов предусмотрена программой анализа, не может быть одинаково понят разными респондентами. В данном случае необходима конкретизация на административно-территориальной основе (населенный пункт, район, область, республика и т.п.), так как респондент не знает, что под регионом подразумевается в данном случае.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)