Неконкретность

При изучении фактов для получения сопоставимой информации довольно часто требуется конкретизация места, времени и субъекта, по отношению к которым фиксируется информация. Например, в вопросах типа «Как часто Вы делаете (чувствуете) …?» необходимо уточнить временные границы действий (состояний), о которых требуется получить информацию.

При оценке отношений необходимо четко определять критерий оценивания. Например, в вопросе «Как бы Вы оценили нынешнюю политическую ситуацию в Украине?» необходимо уточнить — по какому критерию следует оценить (стабильность, демократичность, перспективы развития или по какому-либо другому критерию, интере-сующему авторов исследования).

Конкретизация подразумевает сфокусированность вопроса на определенной однозначной информации. Нередко один вопрос содержит сразу несколько неконкретизированных значений. Например, достаточно естественный в обычном разговоре вопрос «Как Вы распределяете по степени важности следующие статьи расходов семейного бюджета (питание, одежда, лечение и Т. Д.)?» совершенно непригоден для стандартизированной анкеты.

В обычном разговоре, как и в нестандартазированном интервью или клинической беседе, подразумевается, что человек, отвечающий на вопрос, может уточнить, о чем собственно идет речь. В рамках же стандартизированного опроса, предполагающего -последующую статистическую обработку по стандартной программе, такой вопрос является некачественным, так как он содержит неконкретизированные понятия, и разные респонденты могут его по-разному интерпретировать.

Если вернуться к приведенному выше примеру, то при внимательном прочтении можно увидеть, что один вопрос содержит целый ряд неконкретизированных понятий.

  • Во-первых, неконкретизирован критерий оценки важности (степень важности — по доле в бюджете или по первоочередности приобретения, или по какому-либо другому значению).
  • Во-вторых, не конкретизирован субъект (для кого важно: лично для респондента или для большинства членов семьи, для главы семьи, распоряжающегося бюджетом и т.п.)
  • В-третьих, неконкретизировано слово «распределяете». Распределяет ли респондент реально бюджет в семье или должен проективно распределить в ситуации опроса.

Если подразумевалось реальное распределение, то неконкретизировано время — последний год, полгода, месяц, неделя. Даже в стабильных экономических условиях распределение бюджета в семье может со временем претерпевать значительные изменения, а в условиях инфляции распределение семейных бюджетов претерпевает значительные изменения в течение достаточно короткого времени практически во всех семьях.

Если вопрос касается действий респондента, актов поведения, он должен быть конкретизирован отрезком времени. Если речь идет об оценивании, то необходима конкретизация критерия оценки. Часто конкретизация вопроса заключается в предложенных ответах. Однако в любом случае необходимо контролировать, достаточно ли ясно из вопроса и перечня ответов, что конкретно должен выразить респондент.

Сложность подготовки вопросов заключается в том, что требование конкретности и требование краткости вопроса находятся в противоречии и автору приходится искать компромисс между этими двумя требованиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)