Немецкий проект гуманитарной науки

Г. Риккерт. Цельность и одновременная раздельность явления положены в основание гуманитарных и социальных наук. Немецкий философ-неокантианец Г. Риккерт разделяет науки о природе и науки о культуре.

Принцип порождающего гуманитарный смысл разделения заключался в понимании Г. Риккертом того, что природа есть единое порождающее начало, саморазвивающееся, цельное, но отторгающее от себя иное – культуру, как созданное человеком, действующим сообразно своим целям или сохраняемое им как наследство.

Отсюда берет начало аксиологический подход к исследованию в гуманитарных науках. В. Дильтей.

Интересно
Еще одно разделение и одновременно выявление цельности гуманитарного знания связано с именем В. Дильтея, разделявшего мир природы и истории.

В. Дильтей видел в человеке цельность, формируемую в истории и культуре, многообразие способностей, соотносимых с переживанием – не устранимым свойством человеческой природы.

Человеку дан опыт, в котором любая идеальная сущность несет в себе целостность всей человеческой сущности.

Поскольку не доступно прямое понимание одного человека другим и в отношении к социальной ситуации общения и нет возможности применить язык естествознания, следует прибегнуть к древнему пути интерпретации, методу истолкования, относимому к Средним векам, а также к правилам нахождения подлинного смысла Священного писания.

Ф. Шлейермахер. Ф. Шлейермахер продолжил традицию использования интерпретации путем перенесения правил работы с текстом на понимание.

Понимание предполагает вживание в другое понимание. С этого момента разделение наук о природе и наук о духе стало осуществляться в проекте герменевтики, понимаемой как особое искусство общения – искусство понимания – и на его основе технологий интерпретации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)