Неклассические идеи

Неклассическая наука, прежде всего, должна рассматриваться как социокультурный феномен, на который оказали влияние изменения, возникшие в рамках классической рациональности XX века.

Они обусловлены противоречием между изучением явлений как одномерных и устойчивых и тем, что оказывалось за гранью одномерности – осознание несводимости мира к жёстким параметрам, задаваемым «правильными» представлениями о науке.

Изменения касались глобальных проблем, связанных с научнотехническим прогрессом, с которыми столкнулись люди в конце XX в.: ядерная угроза, экология, усложнение коммуникаций до степени манипулирования человеком и подчинения его воли новой, технологической информационной власти.

Неклассические идеи связаны с формулировкой теории относительности и квантово-релятивистской физики.

Из этого источника в компетенцию исследователя входит идея относительности объекта, средств и операций деятельности с ним.

Рассмотрение и преобразование этих средств является условием управления исследованием и служит гарантией эффективности результатов.

Революционные изменения захватывают химию (появлением квантовой химии), биологию (появлением генетики), космологию (появлением нестационарной Вселенной). Развивается теория систем, возникает кибернетика.

Черты неклассической науки:

  • сближение субъекта и объекта познания;
  • понимание относительности истин об устройстве природы, конструированном в естествознании;
  • понимание многомерности и условности теоретических описаний одной и той же картины мира.

Особенности неклассической науки проявляются в изменении роли наблюдателя и эффекте приборности. Благодаря им пересматривается сущность классических описаний как экспликаций абстрактного способа мышления.

Неклассические объекты характеризуются:

  • наличием управления и функциями обратной связи;
  • наличием вариаций действия относительно самостоятельных подсистем, интегрируемых при наличии уровней представленности в единое целое системы.

Они подобны, о чем говорилось ранее, «кентаврам», прорастающим в разные сферы исследовательской практики.

Субъект познания находится внутри изучаемой системы. Он вопрошает природу. Ответ зависит от способности исследователя адекватно формулировать вопрос.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)