Наука о культуре в системе современного знания

В истории любой науки есть преднаучная стадия, когда сведения о предмете становящейся науки накапливаются в других областях знания. Вопрос о предпосылках важен для картины динамики формирования дисциплины. Задумаемся: что дало импульс к размышлениям о том, что каждый человек и каждый народ обладает чем-то таким, что может быть названо культурой?

Люди всегда осознавали различия между традициями, языками и представлениями разных этнических групп, но даже весьма образованный народ — как современные Аристотелю греки — не имел в лексиконе слова, эквивалентного термину «культура» в нашем, современном понимании. Хотя понятие культуры было. Оно имело такие значения, как возделывание, обработка (обратим внимание на различия этих понятий), которые в первоначальный период были обращены к земле, означали культивирование, выращивание чего-либо, касаясь естественных, природных процессов.

Со временем эти представления стали распространяться и на человеческое общество с постепенным расширением прежнего смысла. В этом, расширенном, смысле термин «культура» был применен в работе древнеримского оратора и философа Марка Тулия Цицерона «Тускуланские рукописи» (45 г. до н. э.). Речь шла о «возделывании» человеческого ума, т. е. о воспитании, направленном на изменение природы человека. Кроме того, культура и культ — однокоренные слова. Почитание, поклонение, культ — то, без чего не существует культуры — ни в древние времена, ни в современности (хотя набор объектов поклонения серьезно трансформировался).

Так вот. До тех пор, пока человек живет в своей природной и социальной, привычной с рождения среде, вряд ли он задумывается над культурными различиями. Импульсом к подобному интересу стала эпоха Великих географических открытий (XV–XVII вв.) как следствие успехов европейской науки и техники, и сопровождавшая эти открытия колонизация местного населения, продолжавшаяся в ХVIII и XIX вв.

Использование труда местного населения, возникновение переселенческих колоний (английская экспансия в Южную Африку, Индию, Индонезию и т. д., захват французами Алжира, ряда архипелагов в Полинезии и т. п., колонизаторская активность голландцев и др.) вызвали необходимость изучения культуры местного населения для целей управления им.

Это и послужило основанием для систематизации этнографических описаний и последующих сравнительных исследований. Интерес к этому нарастал: в европейских странах с середины XIX в. возникли этнологические общества («Парижское общество этнологии», «Американское этнологическое общество», «Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии», «Общество антропологии, этнологии и доистории» в Германии).

Организовываются антропологические музеи, заполняющиеся вывезенными из колоний артефактами. Параллельно шло развитие и обогащение теоретических представлений о культуре в трудах мыслителей эпохи Просвещения. Традиция противопоставления культуры как искусственного мира миру естественному берет начало с работы немецкого философа-просветителя и юриста С. Пуфендорфа («О праве естественном»). Он подчеркивал: культура — результат деятельности общественного человека, она создается и поддерживается им лишь в общественной жизни.

В работах французских просветителей культура предстает как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества. Наряду с этим взглядом возникла и парадоксальная точка зрения Ж.-Ж. Руссо, который эпатировал своих современников утверждением, что «просвещение вредно и сама культура — ложь и преступление», так как отдаляет человека от природы, от его естественного состояния.

Немецкие классические работы представляли культуру как историческое развитие человеческой духовности, эволюцию морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающего прогресс человечества.

Другая линия интеллектуального осмысления культуры связана с идеями И. Канта, его космогонической гипотезой (1755), применением принципа развития в биологии Ж. Ламарком (1809) и некоторыми другими достижениями естественных наук. Однако мощным толчком к исследованиям не только природных, но и социальных процессов послужила эволюционистская концепция, разработанная Ч. Дарвином («Происхождение видов», 1859).

Обратим внимание на то, что развитие естественных наук сыграло огромную роль в движении социальной мысли, в появлении универсальных концептов, описывающих мир природы и мир человека как мир целостный, взаимосвязанный, существующий по общим законам. Кстати, многие из исследователей культуры, чьи имена до сих пор звучат в истории науки, имели и философское, и естественнонаучное образование.

К началу XX в. оформилась американская культурно-историческая школа (с центром в Колумбийском университете), изменившая принципиальным образом взгляд на культуру. В отличие от эволюционистов, стремившихся подчеркнуть универсальные и сходные черты в разных культурах, здесь речь шла о том, что различные культуры нельзя свести к одному основанию, каждая отдельная культура должна рассматриваться как уникальное целое, формирующееся под воздействием физического окружения, культурных контактов и других разнообразных факторов (Ф. Боас). Такой подход называется культурным релятивизмом. Работы представителей этой школы сыграли свою роль в том, что понятие
«культура» стало рассматриваться как основное, ключевое при изучении истории и жизни народов.

Новые поколения приверженцев школы (А. Кребер, К. Клакхон, Р. Бенедикт и др.) преодолели ограниченность культурного релятивизма, предложив понимание культуры как особого явления, подчиняющегося своим собственным закономерностям.

На основе обобщения огромного эмпирического материала они сделали вывод о том, что, несмотря на исключительное разнообразие обычаев, всем культурам присущи общие фундаментальные ценности. Антропология стала наукой о сходствах и различиях культур. Этот вывод сохраняет огромное значение для современного мира, раздираемого противоречиями и конфликтами: поиск общих оснований необходим для выстраивания мирового порядка на основе универсальных культурных ценностей. Иначе надежде на мир не суждено будет осуществиться.

Культурологию как специальное направление в комплексе общественных наук, выделившихся из антропологии, аргументировал американский антрополог Лесли Э. Уайт (1900–1975). В своей статье «Наука о культуре» в качестве эпиграфа он приводит слова В. Оствальда из книги «Принципы теории образования»: «Специфически человеческие особенности, отличающие род Homo\sapiens от всех прочих животных видов, охватываются наименованием «культура»; следовательно, науку о специфически человеческих способах деятельности вполне можно было бы назвать культурологией…».

Но именно Л. Уайту принадлежит заслуга рассмотрения культуры (институтов, технологий, идеологий) как системы упорядоченных феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по своим законам. По его мнению, культурный процесс определяется как самостоятельный и независимый. Люди ведут себя так, а не иначе потому, что они были рождены и воспитаны в определенных культурных традициях.

Поведение народа определяется не физическим типом или генетическим кодом, не идеями, желаниями, надеждами и страхами, не процессами социального взаимодействия, а внешней, т. е. экстрасоматической, культурной традицией.

Однако если поведение народа определяется его культурой, то что же определяет культуру? Л. Уайт отвечал на этот вопрос так: она сама себя определяет. Культуру можно рассматривать как самостоятельный процесс, в ходе которого свойства культуры взаимодействуют друг с другом, образуя новые комбинации и соединения. Разумеется, любая социокультурная система подвержена воздействию природной среды.

Климат, топография, флора, фауна и минеральные ресурсы могут влиять и действительно влияют на культурные системы. Но та или иная среда лишь позволяет или исключает существование определенных элементов или свойств культуры, она не определяет их. Л. Уайт полагал, что фактор среды можно расценивать как константу и поэтому не учитывать его при интерпретации культурного процесса.

Возникновение культуры обусловлено существованием человеческого вида, она служит удовлетворению потребностей этого вида, поэтому, исследуя проблему происхождения и функций культуры, следует принимать во внимание биологического человека. Когда же культура уже возникла, ее последующие видоизменения — перемены, расширение, уменьшение — следует объяснять без обращения к человеку-животному.

Отметим, что западной научной общественностью термин «культурология» принят не был, и там не появилось такой научной дисциплины с оформленной, структурированной системой знаний и четко выраженными дисциплинарными границами.

Вместе с тем ко второй половине ХХ в. дифференцировавшееся по направлениям знание о культуре начинает собираться в междисциплинарную сферу, получившую название Сultural Studies — школа «культурных исследований». Иначе — «науки о культуре» (во множественном числе), в противовес (и в дополнение) «наукам о природе».

Возникновение новой сферы было тесно связано с британской интеллектуальной традицией, центром которой стал Бирмингемский университет, где возник соответствующий факультет. А с конца 1980-х гг. подобные структуры появились в университетах США, Канады и Австралии, везде обретая свою «локальную» специфику.

В таких «штудиях» исследуются проблемы современной культуры: масс-медиа, афро-американского населения, женского движения и т. п., которые в целом были подчинены вопросам идентичности человека (национальной, расовой, этнической, культурной) в индустриальном обществе.

В рамках культурных исследований было введено продолжающее оставаться в Западной Европе и США популярным понятие мультикультурализма. Оно отражает состояние современных западных обществ, в которых имеет место тотальная множественность — классовая, расовая, этническая, языковая и т. п.

В формировании культурных исследований как отдельного направления ключевую роль сыграли работы Р. Хогарта (в частности, книга «Выгоды образованности»), Р. Уильямса («Культура и общество», «Культура обыденности»), С. Холла. В них содержались исследования английского общества, находящегося в переходном состоянии после Второй мировой войны, но не имеющего ясности о самом характере этого перехода — от индустриальной цивилизации к постиндустриальной? К какому типу общественной формации? Были и другие вопросы, на которые следовало найти ответы. Например, совпадают ли «стадии экономического роста» с расцветом культуры? Сумеет ли британская культура противостоять тенденциям американского глобализма?

Не правда ли, эти проблемы актуальны не только для британцев послевоенного времени? Для ответа на эти вопросы исследователям приходилось обращаться к материально-производственным, социально-экономическим, повседневно-бытовым, коммуникативным, политико-идеологическим, эстетическим и религиозно-философским «срезам» культуры, инкорпорировать в анализ культуры знания из других сфер, интегрировать их. Это сыграло важную роль в становлении культурологии как интегративной дисциплины.

Как самостоятельная дисциплина культурология возникла в постсоветской России. Она стала своеобразным противовесом идеологическим предметам, которые изучались во всех вузах СССР. Начало процесса институциализации дисциплины связано с МГТУ им. Н. Э. Баумана — именно здесь была создана первая среди вузов негуманитарного профиля кафедра, которая занималась концептуальной разработкой учебного курса и чтением лекций. Сегодня культурология изучается во всех вузах России, став одной из базовых дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Сделаем обобщение. Теоретической и эмпирической основой для культурологии стали социальная и культурная антропология, философия, социология, структурная лингвистика, семиотика, психология и др. Культурология оперирует также данными, накопленными историей культуры, археологией и этнографией.

Этнография и культурная антропология, изучающие бытовые и культурные особенности племен, этнических групп и народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений, сыграли решающую роль в доказательстве и осознании огромного разнообразия и богатства прошлой и нынешней культуры человечества. Они научили людей с пониманием и уважением относиться к достижениям человека как мыслящего существа, независимо от того, к какому этносу он принадлежит.

В рамках этнологических и культур-антропологических исследований создается ряд основополагающих для культурологии концепций (Ф. Боас, Л. Уайт, Дж. М. Стюарт, К. Леви-Стросс). В истории культуры накоплены пласты знания о культурах разных эпох, содержится событийная фактура культуры, сделаны попытки логического обобщения историко-культурного процесса. Из исторических исследований выросли теории А. Тойнби, К. Ясперса, Й. Хейзинги.

Философия культуры создала методологическую основу культурологии, выделив саму категорию культуры и рассмотрев логику эволюции представлений — от античности до современности.

Социология анализировала культуру через призму социальной структуры и социальной неоднородности, выделяя массовую и элитарную культуру, рассматривая культурную динамику в аспекте социальных изменений. Из социологии культуры вызрели культурологические построения Э. Дюркгейма, М. Вебера, А. Вебера, К. Манхейма, В. Парето, П. Сорокина.

Социальная психология выделяет закономерности поведения и деятельности людей, принадлежащих к отдельным социальным группам, а этнопсихология помогает объяснить своеобразие той или иной национальной культуры.

Интересно
Важную для науки о культуре роль играет структурная лингвистика. Складываются особые подходы к изучению культуры, основанные на символической ее трактовке, например философия символических форм Э. Кассирера, в создании которой он опирался на синтез неокантианских методологий. На основе теологических исследований возникает религиозная культурология (Р. Гвардини, П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих).

Аккумулированное знание о культуре, вошедшее в предметное поле культурологии, обладает всеми признаками социальной науки, для которой главное — выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ глубинных, часто индивидуально неосознаваемых структур, влияющих на поведение людей, когда мотивация этого поведения для них неочевидна. При этом из культурологии не исключается и гуманитарная составляющая, проясняющая смысл общих, генерализующих культурные изменения явлений.

В этом случае культурология обращается к понятиям, которые в строгом смысле к научным не относятся: «бытие», «любовь», «жизнь», «смерть», «истина», «красота» и т. п. Однако, в отличие от философии, как правило, рассматривающей эти понятия в контексте рефлексии, культуролога они интересуют в контексте культурных изменений, артефактов, символических кодов, культурных типов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)