Научная полемика вокруг понятия «статус»

Исходной клеточкой двухмерного социального пространства выступает статус. Правильное описание статуса имеет в нашем случае принципиальное значение. Когда К. Маркс создавал свой великий «Капитал» (60-е годы ХIХ в.), то весь категориальный аппарат политической экономии он построил вокруг исходной клеточки — товара.

Именно товар он считал, во-первых, специфической для экономики, в отличие от других наук, категорией, во-вторых, исходной категорией, из которой можно логически вывести все другие понятия экономики. Так оно и произошло.

Экономическая система К. Маркса до сих пор ценится как логически безупречное научное произведение. С ней можно соглашаться или не соглашаться по идеологическим соображениям, но ее нельзя опровергнуть логически. Такую же роль в социологии, по всей видимости, играет понятие «статус».

Под статусом подразумевается позиция индивида в группе или обществе. Проводя далее аналогию с физикой, мы видим, что статус, как и точка, внутри себя нематериален и ничем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отношению к другим точкам, телам и системам координат. Статус — это пустое место, ячейка в общественном разделении труда. Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX в. ученые придали ему новое звучание. Статус — социальное положение человека в обществе.

Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. Водитель — профессия; работ-ник наемного труда, получающий средний по размерам доход, — экономическая черта; член демократической партии — политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет — демографическое свойство.

Все они описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон.

Хотя «статус» чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф. Бейтс пишет, что статус принято понимать как обо-значение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм.

Известно также, что некоторые применяют термин «роль» к поведению, другие обозначают им социальную позицию, третьи — нормативную пространственную неповеденческую вещь и т.д. Для одних социологов статусы — это предписанные нормы , для других — культурно определенные позиции внутри институциональной системы . М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе.

Классическую формулировку статуса в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Р. Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человек занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль необходимо играть (play a role).

Следовательно, статус — это позиция в социальной структуре, за ролью стоят определенные мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль — на способ, или модель, поведения.

Позиции Р. Линтона придерживаются если не большинство, то очень многие современные социологи, в том числе автор самого известного в нашей стране зарубежного учебника по социологии Н. Смелзер.

С ним согласны и другие социологи, в частности T. Маршал и М. Хагопьян считают, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, прописанных законом возможностей или ограничений, признанных публично и поддерживаемых авторитетом общественного мнения .

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)