Напряженность в социальной системе

Важным фактором, определяющим  направленность  поведения людей в проблемной ситуации, является уровень напряженности в отношениях между ними. Она представляет собой тот мобилизационный ресурс, который участники готовы затратить на преодоление причин — истинных или мнимых, —• вызвавших пороговое значение тревожности. Определение         понятия        «напряженность».        

В        контексте социокультурных отношений напряженность можно определить как состояние  готовности    к            затрате       усилий,         направленных        против препятствий на пути к решению проблемы. В условиях пороговой тревожности напряженность может проявляться в  двух  основных формах.

Во-первых, в форме мобилизации для длительного приложения совместных усилий к последовательному, постепенному преодолению затруднений. В этом случае состояние носит конструктивный характер и способствует   упорядочению и  организации           социального взаимодействия.

Во-вторых,         в    форме             побуждений         к      быстрому разрушению тех аспектов ситуации, которые ее участники считают источниками           проблемы.      В    этом         случае напряженность                  имеет деструктивные последствия, выливаясь в агрессивное поведение, препятствующее упорядочению социального взаимодействия. В обоих случаях речь идет о стеничном состоянии людей, поэтому пассивный тип реагирования в данном случае не рассматривается.

Источники напряженности  в  ситуации.  Напряженность  возникает в системе при условии  длительной  неразрешенности  социально значимых проблем. Это состояние может быть вызвано устойчивым расхождением между запросами и возможностями их  удовлетворения.

Его интенсивность увеличивается при отсутствии соответствующих институциональных средств. Лица с конструктивным типом реакции концентрируют индивидуальные усилия на таких способах преодоления ситуации, которые помогают, во-первых, обойти неэффективные существующие нормы, во- вторых, минимизировать усилия.

Они не столько снижают свои требования, сколько в зазорах социётального институционального пространства стараются произвести необходимые товары, услуги, знания. Как правило, это происходит на уровне мелких функциональных единиц. Соответственно за счет такой индивидуализации в сфере спроса предложения затягиваются процессы социально значимых институциональных преобразований. В то же время люди сами обеспечивают собственное благополучие.

Люди, склонные к деструктивному типу реакции, стремятся разрушить существующую систему спроса — предложения, концентрируясь на полюсе спроса и минимально включаясь в сферу предложения. Они рассматривают соответствующие институциональные, а порой и внеинституциональные — структуры, как источник неудовлетворенности запросов.

Поэтому напряженность превращается в агрессию против них, мешая функционированию уже существующих и формированию новых.

Напряженность, вызываемая недостаточной готовностью к мо- дернизационным преобразованиям, имеет разные последствия в зависимости от типа реакции на нее. Если он конструктивный, то люди мобилизуются к активному освоению культурных инноваций. Они адаптируются в изменяющихся условиях и таким образом создают  базу для последующей эффективной совместной активности. Деструктивная реакция побуждает людей к агрессивному отказу от освоения нововведений, а порой и к их разрушению. Совершенно очевидно, что в этом случае они могут объединиться и консолидироваться, но  это приводит лишь к углублению проблемной ситуации.

Расхождение между необходимостью и нежеланием рационально объединять усилия для решения проблем порождает напряженность, тип реакции на которую определяет форму социального взаимодействия. Конструктивный тип побуждает людей к активным индивидуальным поискам решения проблемы, воспринима- емой ими как личностная.  В этом случае множество разнонаправленных рациональных действий добавляют  неопределенности в проблемную ситуацию,   но обусловливают разумное прорастание в ее рамках каких-то целесообразных и адаптационно полезных структурных образований.

Некоторые из них могут стать центрами, вокруг которых при желании и приложении  определенных  организованных  усилий  можно сформировать зоны конструктивного преодоления затруднений.

Деструктивный тип при напряженности ведет к разрушению остатков прежних структур социального взаимодействия и препятствует образованию новых. Его носители могут спорадически объединиться для совместных агрессивных действий (митинги,  забастовки,  погромы  и  т. п.), но эти образования распадаются  сразу  после  того,  как напряженность получает разрядку.

Фоновый и пороговый уровни напряженности. В рамках социальной системы напряженность в той или иной степени и форме присутствует постоянно. Это объясняется самой ее природой. Ведь реализация предписанных ей функций — это решение участника ми социально значимых задач, требующее мобилизации усилий при необходимости варьировать свои действия в зависимости  от  изменчивости окружения.

Кроме того, здесь всегда обнаруживаются определенные расхождения между ролевыми и межличностными отношениями. Стремление помешать их негативному влиянию на социально значимое функционирование системы обычно ухудшает отношения между людьми на обоих уровнях. К этому следует добавить спорадические недовольства, привносимые в систему ее членами  из  других областей их образа жизни. В совокупности все это составляет фоновую напряженность в системе. При возникновении проблемной ситуации к ней добавляется ситуативно специфичная.

При этом одна часть ситуативных факторов, вступая в резонанс со сходными фоновыми, усиливает их действие; другая, будучи новой для системы, вызывает дополнительные зоны напряженности.

Длительная нерешенность проблемы (неудовлетворенность  запросов,  плохое владение элементами окружения, слабая рациональная организованность) доводит это состояние до порогового уровня, при котором активизируются спонтанные действия участников,  обращенные на ее изменение. В рамках системы формируются  группировки, происходит поляризация сил на конструктивные и деструктивные,  т.  е. под влиянием напряженности здесь перераспределяются степень готовности к действиям и их направленность.

Дифференциация напряженности в ситуации. Из сказанного ранее следует, что по степени интенсивности и проявлениям напряженности система не бывает однородной даже при пороговом значении этого ее параметра. Соответственно, чтобы организовать в ее рамках социальное взаимодействие  для решения проблемы, необходимо знать дифференциальное распределение этого состояния в структурном и временном аспектах.

По характеру его проявления следует выделить фоновые и ситуативные, конструктивные и деструктивные зоны. Это позволяет предположить, к какого рода изменениям, связанным с решением проблемы, готовы разные группы, составляющие систему. По степени интенсивности проявлений определяются как более, так и менее напряженные области.

В этом случае появляется возможность оценить распределение потенциала активности в системе по отношению  к  решению проблемы. По организационным тенденциям выделяются зоны индивидуализма и коллективизма. Соответственно становится  ясным, куда в первую очередь следует направить совместные  усилия,  чтобы  найти выход из проблемной ситуации.

Помимо структурной распределенности большую значимость для контроля над напряженностью имеет динамика ее проявления. В соответствии с возможностями рационального регулирования ситуации целесообразно выделить следующие стадии:

—латентное нарастание состояния: накопление непроявля- емых, неконтролируемых негативных настроений, вызываемое постоянными фрустрациями ожиданий, удовлетворения запросов и интересов и т. п. Зоны социального напряжения следует обнаруживать в этой стадии, ибо здесь оно лучше всего поддается преднамеренному регулированию;

—обострение состояния: нарастание тревоги и беспокойства у большинства  участников            взаимодействия;   осознание неудовлетворенности  существующим положением дел; поиск альтернативных определений ситуации и выходов из нее. На этой стадии регулировать напряженность можно с  помощью  предложения альтернатив решения проблемных ситуаций и приведения их в соответствие с существующими у людей представлениями;

—пик напряженности: открытые проявления недовольства, раздражения, массовое признание  непереносимости  ситуации; спонтанная агрессивность. На этой стадии конструктивные целенаправленные действия не будут эффективными; здесь возможен только рационально организованный контроль над агрессивными проявлениями, чтобы они не привели к необратимым для системы разрушениям;

—спад напряженности: возвращение к спорадическим вспышкам недовольства; примирение с ситуацией; распространение депрессивных настроений.  На этой стадии  необходимо  предпринимать целенаправленные усилия, во-первых, для предотвращения массового распространения социальной пассивности; во-вторых, для поддержания конструктивно ориентированных элементов системы.

Оценивая влияние распределения социальной напряженности на возможности конструктивного решения проблемной ситуации, следует отметить два важных обстоятельства.  Во-первых,  разные  системы  или  их компоненты имеют  неодинаковый уровень  терпимости по отношению к напряженности.

Поэтому абсолютное значение этого параметра не должно вводить в заблуждение субъекта рационального решения проблемной ситуации. Там, где толерантность  к этому состоянию низка, ее пороговое значение не превышает второй стадии: она  обостряется,  но не достигает пика агрессивности.

Такие единицы отличаются значительной открытостью по отношению к внутренним и внешним конструктивным предложениям и гибкостью в их реализации. Там, где значение этого показателя велико, следует ожидать всех стадий проявления.

Для таких единиц это состояние является привычным; воспринимается как неизбежное, а агрессивное поведение в пиковых ситуациях считается  нормальным. Поэтому  здесь попытки элиминировать  причины напряженности   вызовут  серьезные затруднения.

Во-вторых, следует принимать во внимание, на какой стадии предпринимаются попытки взять под контроль социальное взаимодействие. Это может привести к повышению его эффективности при вмешательстве в ситуацию на первых двух стадиях и предотвращению полного разрушения системы на двух других. Соответственно следует четко соотносить выбираемую стратегию поведения с диагнозом динамического состояния напряженности в системе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)