Наука: рациональное общезначимое знание

Научное познание занимает особое место в пространстве социально значимого опыта. В отличие от других типов рациональности оно в наибольшей степени характеризуется интерсубъективностью, достоверностью  (благодаря  эмпирической проверяемости)  и возможностью результативного вмешательства человека  в установившиеся связи с окружением.

Этот тип познания рождается из практического опыта. Работа с разного  рода  материалами  убеждает людей в том, что они одинаково реагируют на сходные воздействия, воспроизведение которых приводит к тождественным результатам.

Передвижение по разным территориям приводит к тому, что люди выделяют устойчивые пути,  отмеченные  распознавательными признаками, и фиксируют их с помощью изображений. Вообще на обыденном уровне в  своих  отношениях  с  окружением люди  подмечают и осваивают их устойчивые характеристики, которые выражают, дублируют в символической форме.

Это делает их транслируемыми в вербальном и письменном виде, а не только на уровне практических действий. Такого рода познание основано на базовой  способности человека соотносить и связывать в единую систему цели, средства и результаты действий и взаимодействий, придавать этой системе символическое выражение, делая ее интерсубъективно значимой.

Функциональной           доминантой           научной           составляющей социокультурного пространства можно считать выделение устойчивых и повторяющихся связей человека с окружением; отделение их от изменчивых событий; различение в этих отношениях элементов, поддающихся и не поддающихся целенаправленному изменению и контролю.

Но не только это. В рамках науки осуществляется объяснение причин такой устойчивости и изменчивости,  внутренней  и  внешней  форм изучаемых явлений, а также  экспликация  процедур  их установления.

Все это позволяет переводить  научное  знание  в технологии, т. е. в системы взаимодействий с окружением, позволяющие при одинаковых условиях получать сходные нужные людям результаты.

Таким  образом, в научном социокультурном пространстве концентрируется рациональное, т. е.  обоснованное,  достоверное, надежное знание людей об окружении и самих себе. Это знание интерсубъективно, т. е. может разделяться и транслироваться людьми в коммуникативных процессах.

Следует подчеркнуть, что научный тип рациональности не является единственным в осмыслении людьми своих связей с окружением. Можно говорить о рациональности  мифологических,  идеологических, религиозных, фантастических построений.

Причем эти построения занимают в человеческих отношениях значительно большее место, чем научные. Люди руководствуются ими в обыденной жизни, а нередко и в профессиональной деятельности значительно  чаще,  чем  научными.

Можно заметить, что достоверного, эмпирически проверяемого интерсубъективного знания в культуре не так уж много в сравнении с множеством фрагментов субъективного опыта и представлений, принимаемых на веру. Однако  сила  этого  типа  познания  определяется его действенностью, переводимостью в  технологии,  позволяющие людям целенаправленно менять элементы своего окружения.

При обсуждении науки как одной  из  составляющих социокультурного, в частности, познавательного пространства целесообразно провести различие между научным и  гуманитарным видами познания.

Это имеет смысл, поскольку в российской культуре принято словосочетание «гуманитарные науки», неадекватным образом объединяющие совершенно различные познавательные модели.

Гуманитарное знание не имеет отрефлексированных оснований; используемые в этой области термины многозначны по содержанию, границы  их применимости не определяются;  утверждения экспериментально не проверяются, но обычно иллюстрируются отдельными примерами; рассуждения носят характер интерпретации событий и явлений с неотрефлексированной точки зрения.

В науке исходные основания построения суждений выявлены; категории  и  понятия операционализированы, т. е. переведены на язык наблюдения и измерения; здесь используется экспериментальная логика, обеспечивающая высокую степень достоверности и объяснение причин и форм в области связей человека с окружением.

Когда речь идет о трансформации человеческого опыта, осуществляемой в пределах этой области, в качестве «входов» можно рассматривать неорганизованные фрагменты непосредственного опыта отношений с окружением, представления, принятые на веру, фантазии, идеологемы, мифологемы  и  пр.

Всеми  этими  элементами познавательной активности люди обычно пользуются  нерефлексивно,  т. е. не задумываясь о мере их достоверности, и с низкой степенью эффективности, если речь идет о необходимости целенаправленных изменений окружения или собственного  поведения.  Преодолению именно такой неопределенности соответствует  научный  тип  познания.

На «выходе» он обеспечивает репрезентацию закономерностей, т. е. устойчивых и  повторяющихся характеристик в  области  связей  человека с окружением. Но это лишь первая ступень научного познания.

Его основной целью принято считать построение объяснительных теорий, связывающих закономерности, установленные в определенной предметной области, в  единую  систему,  позволяющую  объяснить, почему выделенная для изучения часть этой области обладает определенными характеристиками, и в каких пределах человек может эффективно взаимодействовать с ними.

Теории как модели разного рода систем связей человека с окружением позволяют воспроизводить эти целостности в рациональных интерсубъективных формах и на их основе строить доступные для освоения и многократного использования организованные схемы последовательных действий, приводящих к желаемым практическим результатам, т. е. технологии.

Программы трансформации обыденных представлений в научные знания принято разделять по следующие основным измерениям.

Во- первых, по характеру обусловленности, направленности и результатов можно выделить фундаментальные и прикладные типы исследований. Фундаментальные  исследования  обусловливаются  внутренними проблемами, возникающими в самой научной сфере.

Это могут быть расхождения между существующими теориями и новыми фактами, необъяснимыми в их рамках, либо между теориями и методами их проверки или опровержения. Такие исследования ориентированы на получение нового знания об отношениях людей с окружением.

Прикладные разработки побуждаются каки- ми-либо практическими необходимостями,  стремлением  сконструировать  определенные искусственные приспособления, облегчающие, упорядочивающие или повышающие эффективность связей человека с  окружением.  В  их  рамках фундаментальное научное знание используется для решения практических проблем и задач.

Во-вторых, можно выделить различные формы получаемого знания. Фундаментальные теории устанавливают закономерности предметной области, изучаемой в пределах  определенной  научной  программы, направленной на  решение  крупномасштабной  познавательной  проблемы.

Они  предназначены  для  объяснения широкого круга явлений и событий, реализующихся в этой области, рассматриваемой с определенной точки зрения. Их можно назвать общими, поскольку в их  рамках  фиксируются  устойчивые характеристики и связи, поддерживающие целостность изучаемого, а также динамические процессы, свойственные  ему,  но  не  нарушающие его целостность.

Формы представленности такого знания могут быть различными. Систематическое  описание  представляет  изучаемую область через обоснованное выделение ее составных частей с  указанием  на их внутреннее соотношение.

Классификации строятся  для упорядочения этих составляющих по общему основанию. Объяснения позволяют выделить причины,  обусловливающие  порождение  и динамику изучаемых явлений, факторы и механизмы поддержания или изменения рассматриваемой целостности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)