Направленность

При всем многообразии подходов к определению структуры личности большинство психологов особое место отводят направленности. Именно направленность определяет систему важнейших целевых программ конкретной личности, которые, в свою очередь, являются
фундаментом смыслового единства. Одним их первых это понятие ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн, определив направленность как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. В разных концепциях направленность раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили). В. Н. Мясищев считает термин «направленность» (применительно к личности) не вполне удовлетворительным, поскольку, в сущности, речь идет о доминирующих отношениях. Б. Ф. Ломов находит, что именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности — вся система ее характеристик. Поэтому направленность проявляется, так или иначе, во всех видах потребностей, интересов, склонностей, идеалов, ценностей, убеждений и т. д. Более того, содержательную сторону направленности личности образует система ценностных и смысложизненных ориентаций, она же выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. Она (эта система), придает направленность познавательным и волевым процессам. Следовательно, развитие как ценностных, так и смысложизненных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.

Именно направленность определяет психологический облик личности, подчеркивал Ломов. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Направленностью называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Существует мнение (А. Адлер), что на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое целое, складываются у каждого человека уже к 3–5 годам и могут быть выявлены в общих чертах экспериментально-психологическими и клинико-психологическими методами.

Кратко охарактеризуем основные формы направленности.

Влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо.

Желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

Стремление — желание, в структуру которого входит волевой компонент.

Интерес — познавательная форма направленности на окружающую действительность, обычно окрашена положительными эмоциями и вниманием к объекту. При включении в интерес волевого компонента он становится склонностью. Чаще всего под склонностью понимают одну из конкретных форм направленности, выражающуюся в эмоциональном предпочтении той или иной деятельности, ценности и базирующуюся на глубокой, устойчивой потребности в ней.

Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная склонность, высшая цель стремлений человека.

Мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.

Убеждение (высшая форма направленности) — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Определяя понятие направленности личности, можно сказать, что она выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональном, познавательном и поведенческом уровнях.

Традиционно в теоретических и практических исследованиях выделяют следующие виды направленности:

  • личностная (на себя);
  • деловая (на задачу);
  • коллективистская (на взаимодействие).

Личностная направленность связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Деловая отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладение новыми умениями и навыками. Коллективистская связана с направленностью человека на окружающих его людей.

Выделяют основные типы личностной направленности:

  • гуманистическая (положительное отношение к себе и к другим);
  • эгоистическая (положительное отношение к себе и отрицательное отношение к обществу);
  • депрессивная (отношение к себе безразличное, отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое);
  • суицидальная (ни сам человек, ни окружающее его общество не представляют для него никакой ценности).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)