Направления практического применения психологических исследований

Педагоги-исследователи, разрабатывающие методы, содержание и сред­ства обучения детей с недостатками развития, так же, как и учителя, непосред­ственно занимающиеся с такими детьми, всегда в той или иной мере, более или менее сознательно опирались в своей работе на данные психологических исследований. Во введении к книге дана выдержка из выступления тифлопеда­гога на съезде по педагогической психологии, где он называет психологию сле­пых факелом, освещающим тифлопедагогам пути разработки специальных ме­тодов обучения.

Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия психологов и педаго­гов в разработке содержания и методов обучения детей с недостатками разви­тия является создание системы обучения детей с задержкой психического раз­вития. Такое взаимодействие не только было прямо инициировано результата­ми клинических и психологических исследований, проводившихся с детьми, стойко не успевающими в массовой школе, но и осуществлялось при система­тическом тесном сотрудничестве педагогов, психологов, врачей.

В результате система обучения детей с задержкой психического развития, несмотря на срав­нительно короткий период от начала исследований до открытия сети специаль­ных школ и классов для детей этой категории, представляется наиболее обос­нованной (особенно в ее начальном звене). Это доказывается прежде всего эффективностью работы школ и дошкольных учреждений для детей с задерж­кой психического развития.

Опыт работы школ показывает, что 40–50 % обуча­ющихся в них детей с задержкой развития после окончания начального звена оказываются в состоянии возвратиться в обычную школу и успешно там обу­чаться. Более раннее начало коррекции задержки психического развития – вос­питание и обучение этих детей в течение двух-трех лет в специальном детском саду – дает еще более высокий коррекционный эффект: до 80 % воспитанников таких детских садов оказываются в состоянии обучаться в обычной школе. Пси­хологическое изучение таких детей показывает, что по показателям готовности к школьному обучению они приближаются к нормально развивающимся.

Другим примером значения психологических исследований в развитии и совершенствовании системы специального образования может служить много­летнее изучение учащихся школ для глухих. Психологические исследования привели к выделению среди них детей, у которых недостаток слуха сочетается с задержкой психического развития или локальным повреждением речевых зон коры головного мозга.

Таким образом, с одной стороны, было доказано, что выдвинутая в 1930-е гг. ленинградским дефектологом М. И. Шкловским теория комбинированных на­рушений у глухих отнюдь не является полной ересью, как это долгое время оценивалось, а с другой стороны, была обоснована необходимость более диф­ференцированного (и индивидуализированного) обучения детей с недостатка­ми слуха, чем это имело место ранее.

Психологические исследования Г.М.Дульнева, Б. И. Пинского и их сотрудников послужили основой совершенствования системы трудового обучения ум­ственно отсталых детей. Изучение особенностей понимания этими детьми за­даний, предоставляемых им чертежей и образцов изделий, анализ динамики выработки трудовых навыков и особенностей их трудовых действий позволили не только рационализировать трудовую, предпрофессиональную и профессиональную подготовку умственно отсталых школьников, определить наиболее целесообразные и продуктивные направления этой подготовки, усовершенство­вать методики трудового обучения.

Эти исследования показали, что трудовое обучение по психологически обоснованной методике, помимо своего прямого назначения – подготовки школьников к будущей самостоятельной жизни, оказывает значительное общеразви­вающее влияние на психическую деятельность ребенка, способствует разви­тию пространственных представлений, мыслительной деятельности, внимания, речи.

Следующим направлением психологических исследований является психо­логическая оценка эффективности методов, содержания и различных средств обучения. Пока такие исследования проводятся довольно редко. Обычно авто­ры новых методик обучения, проводя экспериментальную проверку своих мето­дик, удовлетворяются прямым эффектом обучения, т.е. результатами усвое­ния программного материала, что не является достаточно убедительным пока­зателем. Успешное обучение должно давать не только прямой эффект (т.е. программные знания), но и оказывать общеразвивающее действие.

Выявление этого развивающего влияния может быть осуществлено с по­мощью диагностических методик типа интеллектуальных тестов или критери­ально-ориентированных тестов, которые обычно также разрабатываются пси­хологами. Специальная психология решает также задачи психологической коррекции недостатков, особенно вторичного и последующих порядков.

К ним относятся недостатки отдельных психических процессов, несфор­мированность высших психических функций, отклонения в развитии личности. Эти недостатки могут быть достаточно успешно преодолены психологом, вла­деющим знаниями специальной психологии и соответствующими психокоррек­ционными методиками. В настоящее время развертывается система психоло­гической службы в специальных образовательных учреждениях, во многих из них уже есть практические психологи, которые и ведут такую работу.

Важной задачей специальной психологии является также изучение динамики развития учащихся как в специальных образовательных учреждениях, так и в усло­виях интегрированного обучения, а также особенностей их адаптации к разным условиям.

Проблема адаптации распространяется и на взрослых с физическими и психическими недостатками. Получив образование и овладев определенной про­фессией, они нередко испытывают затруднения в социальной адаптации и интегра­ции в общество. Эти затруднения могут касаться взаимодействия с другими людь­ми, а могут быть связаны с неприспособленностью среды.

Все перечисленные проблемы недостаточно разработаны и нуждаются в дальнейших исследованиях. И наконец, одной из важнейших задач специаль­ной психологии является разработка психодиагностических методик. Этим вопросам и будут посвящены последующие параграфы этой главы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)