Мозговой штурм как дискуссионный метод обучения

Дискуссионные методы – вид групповых методов обучения, основанных на организованной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Групповая дискуссия – метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи. Диалог и сократические беседы являются разновидностью групповой дискуссии. Как активный метод обучения они применяются при обсуждении сложных теоретических проблем.

Основная задача, решаемая данными методами, – это обмен мнениями между слушателями, уточнение и согласование их позиций, выработка единого подхода, к проблеме. Этот метод позволяет успешно закрепить знания, расширить их и сформировать умение вести диалог.

Разновидностью группо

вой дискуссии к одним из эффективных методов обучения считается круглый стол. Как правило, на обсуждение круглого стола выносятся важнейшие тематические проблемы с приглашением ведущих специалистов по данной проблеме. Перед каждой такой встречей обучаемым предлагается выдвинуть интересующую их по теме проблему, сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные вопросы должны выдаваться участникам круглого стола для подготовки к выступлению и ответам.

Круглый стол предназначен для того, чтобы не только глубоко раскрыть теоретические или практические проблемы, но и дать обучаемым большой объем научной информации. Промежуточное положение занимает метод группового обсуждения проблемных ситуаций в его различных модификациях. Здесь возможны как ориентация на задачу (например, разбор случаев из производственной практики), так и на межличностные отношения (например, метод конструктивных конфликтов в психотерапии).

При ориентации на задачу метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом.

Метод помогает решать следующие задачи:

  • обучать участников анализу реальных ситуаций, а также формировать навык, позволяющий отделять важное от второстепенного и формулировать проблемы;
  • прививать умение слушать и взаимодействовать с другими участниками;
  • моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; здесь важно показать, что именно коллектив является основой в принятии большинства решений;
  • продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.

Мозговой штурм (мозговая атака) – первичная форма инновационной игры, род дискуссионных методов, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех гипотез, рожденных в поиске, их анализом на перспективу использования для снятия затруднений в практикеМетод «мозговой атаки» возник еще в 1930-е гг. как способ коллективного, группового решения проблем, активизирующий творческую мысль. Этот метод может заранее планироваться как фрагмент занятия, в основу которого положен поиск новых принципов решения проблемы.

В общем плане методику «мозговой атаки» можно представить следующими этапами:

  • Формулирование проблемы, которую необходимо решить.
  • Формирование рабочих групп по 3-4 человека и экспертной группы, способной отобрать наилучшие идеи и разработать показатели и критерии оценки.
  • Тренировочная интеллектуальная разминка для приведения обучаемых в рабочее психологическое состояние за счет активизации их знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции по проблеме, которая позволяет обучаемым максимально освободиться от воздействия сковывающих факторов, психологических барьеров и дискомфорта; задача преподавателя – определить уровень подготовленности слушателей к дальнейшей работе.

Интеллектуальная разминка осуществляется в форме экспресс-опроса. Преподаватель обращается к обучаемым с вопросом, на который те должны дать краткий ответ. При затруднении одного отвечающего преподаватель спрашивает другого. Таким образом, в течение 10-15 мин. в учебной аудитории проверяется понимание исходных понятий, категорий, принципов, основных теоретических положений и производится подготовка к дальнейшей активной познавательной деятельности:

Собственно «мозговая атака – штурм», решение поставленной проблемы. Генерирование идей начинается с подачи преподавателем сигнала о начале работы в учебных группах. Экспертная группа фиксирует выдвинутые идеи.

Оценка и отбор наилучших идей экспертной группой. – Обобщение результатов мозговой атаки, подведение итогов работы учебных групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита.

[/ads-quote-center]

Варианты проведения занятий методом мозговой атаки зависят от творческого подхода преподавателя и практических навыков обучаемых. Метод способствует динамичности мыслительных процессов, абстрагированию от привычных взглядов и сосредоточению на какой-либо конкретной цели.

Использование метода мозгового штурма в процессе обучения позволяет решить следующие задачи:

  • творческое усвоение субъектами предлагаемого материала;
  • связь теоретических знаний с практикой;
  • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

  • определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
  • планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
  • подбор вопросов для разминки;
  • разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес участников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед участниками как учебная задача.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)