Налогообложение малых предприятий

Упрощенная система налогообложения малых предприятий представляет собой специальный налоговый режим, переход на который осуществляется в добровольном порядке на основании заявления (в отличие от единого налога на вмененный доход).

В связи с этим ряд налогов заменяется единым налогом. При этом организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от ведения бухгалтерского учета (кроме учета основных средств, нематериальных активов), но не освобождаются от учета кассовых операций и статистической отчетности.

Малые предприятия, независимо от вида их деятельности, могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Так, в число работающих включают работников по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работников филиалов и подразделений малого предприятия.

Суть упрощенной налоговой системы заключается в замене совокупности федеральных, региональных, местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.

Доходы и расходы по этой системе определяются кассовым методом. Такая система может применяться до тех пор, пока доходы от предпринимательской деятельности не превысили 15 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость), либо средняя численность работников превышает 100 человек или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн руб., либо налогоплательщик займется видами деятельности, которые не попадают под данный специальный режим.

Объектами налогообложения по упрощенной системе являются доходы или прибыль, т.е. доходы, уменьшенные на величину расходов.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, с которого налогоплательщики переходят на эту систему налогообложения.

В заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые была применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения объекта налогообложения налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые была применена упрощенная система налогообложения.

Организациям предоставляется право вести книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения двойной записи, и план счетов, а также соблюдать иные требования, предусмотренные Федеральным законом о бухгалтерском учете, Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Форма книги учета доходов и расходов утверждена приказом Министерства финансов РФ от 22 февраля 1996 г. № 18н. Этот документ открывается на один год. Книга должна быть прошнурована и пронумерована, на последней странице записывают общее число страниц. Итоговая страница книги заверяется подписью руководителя организации с печатью налогового органа.

Запись в книге ведется на основе первичных документов в хронологической последовательности хозяйственных операций. Книга доходов и расходов подлежит регистрации при получении патента на некоторые виды деятельности в налоговом органе. Малые предприятия, которые применяют упрощенную систему налогообложения, ведут учет кассовых операций и представляют статистическую отчетность

В этом документе указывают:

  • среднюю численность работников за отчетный период;
  • фонд заработной платы;
  • размер выручки от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (без НДС и акцизов);
  • затраты на производство и реализацию продукции;
  • полученную прибыль;
  • объем продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в отпускных ценах;
  • объем инвестиций в основной капитал.

Налогоплательщиками являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Единый налог для индивидуальных предпринимателей заменяет уплату следующих налогов:

  • единого социального (за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование);
  • на прибыль;
  • на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Малые предприятия ежеквартально представляют в статистические органы отчет «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Для организаций единый налог заменяет уплату налога:

  • на прибыль;
  • на имущество организации;
  • единого социального;
  • добавленную стоимость, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Преимущества упрощенной системы налогообложения

Существенное снижение налоговых обязательств большинства налогоплательщиков по сравнению с общим режимом налогообложения. Перечень расходов для исчисления единого налога (если объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов) теперь содержит все основные статьи расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций: материальные, на оплату труда, ремонт основных средств (в том числе арендованных), проценты по кредитам, арендные платежи, расходы на командировки, содержание служебного транспорта, на аудиторские, рекламные и иные услуги.

При исчислении единого налога единовременно принимаются расходы в виде стоимости приобретенных основных средств и нематериальных активов. В перечень расходов не включены расходы на добровольное страхование имущества, судебные расходы и арбитражные сборы, расходы на юридические и консультационные услуги. При учете большей части этих расходов придется руководствоваться порядком учета расходов по налогу на прибыль, т.е. необходимо будет нормировать расходы на рекламу, расходы на компенсацию за использование личного транспорта, проценты по кредитам и займам.

Ставка налога на прибыль составляет 20%. Размер налоговой ставки составляет 6%, если объектом налогообложения выступают доходы; 15% — если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Значительное упрощение процедур налогового и бухгалтерского учета. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет налогов в книге учета доходов и расходов. Эти предприятия освобождены от требования составлять счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок, они также не ведут учета выплат каждому работнику и не вносят единый социальный налог (ЕСН) по ним.

Сокращение объема отчетности, меньшее число налогов и более редкие сроки их уплаты и представления сведений по ним. Если единый налог заменяет собой несколько налогов, то уменьшается объем налоговой отчетности, что позволяет уменьшить объем работ в бухгалтерии. Отчетность по единому налогу представляется в налоговые органы один раз в квартал, по НДС и налогу на прибыль — ежемесячно. Налогоплательщики, которые применяют упрощенную систему, являются также налоговыми агентами, обязанности которых предусмотрены в Налоговом кодексе РФ (НК РФ).

Недостатки упрощенной системы налогообложения

Возможность потери клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС. Поставщик, который применяет упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, он не включает НДС в цену, следовательно, покупатель не может принять сумму налога к вычету.

Покупатель (плательщик НДС) определяет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, как разницу между исчисленной суммой налога и налоговыми вычетами, т.е. при сохранении прибыли продавца покупателям (плательщикам НДС) выгоднее работать с теми продавцами, которые применяют общий режим налогообложения. Необходимость доплат сумм единого налога и соответствующей суммы пени при реализации объектов основных средств. У организаций, применяющих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут возникнуть сложности.

Представляется выгодным вести учет расходов на приобретение основных средств. В отношении учета приобретенных основных средств действуют следующие правила:

  • остаточная стоимость основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно списываются в течение одного года с момента начала применения упрощенной системы учета;
  • остаточная стоимость основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно списывается в течение первого года — на 50% стоимости, второго года — 30% стоимости, третьего года — оставшиеся — 20%;
  • остаточная стоимость основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет (с момента начала применения упрощенной системы) списывается равными долями от стоимости основных средств.

Стоимость объектов основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, сразу (на дату ввода в эксплуатацию) и полностью включается в состав расходов.

В случае реализации (передачи) таких основных средств до истечения 3 лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения) налоговая база за весь период эксплуатации основного средства подлежит пересчету с учетом положений гл. 25 НК РФ с уплатой дополнительного налога и пени. Включение в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков.

Полученные авансы включаются в состав доходов, выданные авансы в состав расходов не включаются, так как расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Для исчисления единого налога принимаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы, а затратами следует признать стоимость ресурсов, потребленных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), а также осуществлении внереализационных операций. Стоимость оплаченных материалов не может быть включена в состав расходов до момента их отпуска в производство (на общехозяйственные или иные нужды).

Интересно
Негативные последствия в случае, когда право на упрощенную систему налогообложения утрачивается, или отказа от применения упрощенной системы. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения только с начала нового календарного года для чего не позднее 15 января ему следует уведомить об этом налоговый орган.

Но возможен переход на общий режим налогообложения и в установленном законом порядке, так как помимо ограничения по применению гл. 26.2 НК РФ существуют ограничения по ст. 346.12, содержащиеся также в гл. 26.2, введенные Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ.

Если по итогам отчетного периода доход налогоплательщика-предпринимателя превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн руб., то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение, т.е. налогоплательщики будут обязаны в порядке, предусмотренном для новозарегистрированных предпринимателей, уплачивать налог на доходы и все иные налоги, от которых они были освобождены ранее, причем с начала квартала, в котором они допустили превышение (исключение для авансовых платежей).

НК РФ установил обязанность сообщать налоговому органу только о превышении ограничения по доходу, но не о стоимости амортизируемого имущества
.

Если налогоплательщики в период применения упрощенной системы отклоняются от условий, перечисленных в ст. 346.12 НК РФ, например создадут филиал, займутся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, или их штат превысит 100 человек, или доля непосредственного участия в других организациях превысит 25%, то в этих случаях переход на общую систему налогообложения будет обязательным.

В таких случаях налогоплательщик не вправе применять упрощенную систему налогообложения и обязан уплатить все суммы налогов (с начислением пени и штрафов), подлежащих уплате в соответствии с общим режимом налогообложения с начала налогового периода, т.е. календарного года, а не в льготном порядке — с начала квартала.

Переход в установленном законом порядке на общую систему налогообложения «задним числом» с начала года для многих налогоплательщиков может оказаться разорительным. То же самое ожидает и тех налогоплательщиков, при проверке которых налоговый орган установит, что они не соблюдали ограничений ст. 346.12 НК РФ еще при переходе на упрощенную систему.

Единый налог на вмененный доход

Налог на вмененный доход заменяет основную массу налогов традиционной налоговой системы, увязанных с результатами хозяйственной деятельности. В этом случае налогоплательщику «вменяется» помимо его воли и экономических возможностей некоторый потенциально возможный валовой доход.

Этот доход рассчитывается на основе совокупности факторов, непосредственно влияющих на размер такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов. Формируется некая условная сумма дохода (уровня доходности) на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих и т.п.), и она характеризует определенный вид деятельности в сопоставимых условиях.

Вмененный доход — возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Можно выделить следующие корректирующие коэффициенты базовой доходности:

  • К1 — корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта. Он определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного вида деятельности. Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством РФ;
  • К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и др.;
  • К3 — коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.

Коэффициент К3 публикуется в порядке, установленном Правительством РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)