Моноэтническая среда жизнедеятельности человека

Характерологической особенностью моноэтнической среды жизнедеятельности можно считать бережное отношение к природе и разумное использование ее средств.

Экологическая мудрость народа состояла в том, что человек с детства приучался поддерживать для будущей жизни природные ресурсы, не убивать без нужды животных, не загрязнять воду, беречь землю; он стремился не наносить ущерба природе, частью которой себя осознавал.

Скорее всего, это результат адаптивного приспособления культуры к природе. Установки на разумное отношение к природе можно найти в культуре практически любого народа.

Очевидным становится, что каждый член моноэтнического сообщества строго ориентирован на сохранение окружающей среды и природы с целью обеспечения жизни будущих поколений. В этом заключена забота о продолжении рода.

Воспроизведение культуры и сохранение традиционных видов деятельности обусловливает жизнь в определенных природных условиях. Сохранению этноса способствуют прежде всего установки в семье, например: заключение браков только с представителями своего народа, общение в семье на родном языке, строгое соблюдение обрядов и др.

Таким образом, моноэтническая среда жизнедеятельности в первую очередь социокультурное понятие.

Моноэтническая среда жизнедеятельности человека — это пространственно-временная организация бытия, где передача самобытной культуры последующему поколению и общение этнических субъектов осуществляются на основе определенных видов деятельности и общности родного языка (рис. 3.1).

Моноэтническая среда жизнедеятельности человека

Именно в моноэтнической среде жизнедеятельности многие поколения людей формировали этническое самосознание и этнческий характер — совокупность некоторых общих качеств психики, связанных с культурным единством членов этноса.

Интересно
Чтобы считаться типичными для этноса, ценностные ориентации самосознания и качества характера должны быть присущи значительной части его членов. Этнический характер — самый «неуловимый» феномен моноэтнической среды жизнедеятельности.

В ходе исторического развития этноса осуществляется этнокультурная трансмиссия, именно поэтому этнический характер проявляется впоследствии и в другой среде жизнедеятельности человека, передается через воспитание будущим поколениям.

Образ жизни материнского этноса и этнической группы с переносом в новые условия проявляется в особенностях этнического характера и существенно влияет на поведение человека.

Понятие этнического характера сужается до системы установок и представлений, выполнения ролевых функций членами одной этнической общности, соблюдения ими правил и табу.

Культура как результат исторического развития народа в моноэтнической среде жизнедеятельности сказывается на психическом складе людей, делает их непохожими на других.

Этнический характер как результат социализации человека в определенной культуре отражает специфику моноэтнической среды жизнедеятельности предшествующих поколений.

Направленность этнического характера обусловлена совокупностью общих потребностей, интересов, установок и идеалов, разделяемых большинством представителей этноса.

Аспекты этнического своеобразия моноэтнической среды жизнедеятельности наиболее отчетливо проступают в лаконичной форме народных пословиц, например: «У цыгана дом — три кола и посередине головня». Именно в фольклоре: в песнях, сказках, загадках и суевериях — качества моноэтнической среды жизнедеятельности предстают наиболее однозначно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)