Модели противодействия преступности связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Мировой практике известно несколько моделей противодействия наркопреступности, которые условно можно объединить в четыре группы. Первая – «модель жесткой политики» или «жесткой борьбы», в которой борьба ведется самыми радикальными, в том числе и крайними мерами, вплоть до применения смертной казни. Устанавливается строгий запрет на употребление наркотиков.

Законодательство в отношении распространителей наркотиков и иных наркопреступников максимально строгое. Существует жесткий контроль за оборотом всех видов наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, предусмотрено принудительное лечение наркоманов.

Одновременно борьба с незаконным оборотом наркотиков сочетается с активной информационно-пропагандистской компанией, направленной на наиболее уязвимые категории населения (несовершеннолетние, безработные).

Данная политика характерна для тоталитарных и авторитарных государств, которые успешно применяли методы административно-властного подавления криминальных структур во многом за счет резкого сужения конституционных прав и свобод граждан, демократии и прозрачности государственной власти. Безусловно, что тоталитаризм и авторитаризм как виды политического режима в условиях развития цивилизации себя исчерпали.

Однако многие виды принудительных мер жесткой политики могут быть в определенной мере заимствованы в демократических странах, поскольку предлагают ряд эффективных мер по сужению активности криминалитета в обществе и сдерживанию наркотизма и наркопреступности.

Вторая модель, прямо противоположная, – «компромиссная стратегия» – характерна для общества с тотальной криминальной зараженностью и предполагает установление договорных (полуофициальных) отношений с лидерами преступного мира.

Механизм предупреждения наркопреступности сводится к тому, что правоохранительные органы и организованные преступные группы объединяют свои усилия против отдельных неорганизованных преступных групп и отдельных лиц, занимающихся наркоторговлей.

Фактически данная стратегия существовала и в России и даже имеет идеологическое обоснование. Очевидно, что такой компромисс носит вынужденный характер и не должен составлять основу предупреждения наркопреступности, поскольку расчеты на криминальных авторитетов могут привести к такой ситуации, в которой криминалитет будет рассматриваться инструментом позитивного воздействия, а государство представлять интересы криминальных структур.

Кроме того, это будет дискредитировать государство и его правоохранительные органы, что выгодно для организованной преступности, поскольку в интересах наркомафии очищается рынок сбыта от конкурентов.

Любой компромисс не должен носить характер сделки, а должен быть основан исключительно на правовых нормах. Например, компромиссным является освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 228 УК РФ или отсрочка отбывания наказания больным наркоманией ст. 82.1 УК РФ.

Третья модель «либеральная политика» состоит в реализации идеи о легализации наркотических средств и обусловлена неэффективностью уголовной политики борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

В обосновании данного направления лежат прогнозы о том, что незаконный оборот наркотиков можно ликвидировать в случае, если наркобизнес перестанет приносить сверхприбыль. Для этого наркомафии необходимо создать конкурента в виде государства, которое должно оказывать услуги по реализации наркотиков населения по доступным ценам. Сбивание государством цен на наркотики должно вытеснить наркомафию с рынка.

В случае стабилизации ситуации можно постепенно создавать в обществе обстановку непринятия потребления наркотиков. В умеренной форме либеральная политика реализована в Нидерландах (Голландии). В начале 1980-х годов в Амстердаме была легализована продажа мягких наркотиков. Были отдельные опыты реализации метадона взамен других наркотиков. Через полгода этот город стал центром наркобизнеса и концентрации наркоманов. Кроме того, резко возросла преступность несовершеннолетних.

Дальнейшая действительность показала, что мягкие наркотики представляют большой вред, поскольку, во-первых, они получили широкое распространение и к их употреблению приобщаются очень много людей, во-вторых, длительное их употребление не давало наркоманам необходимого наркотического эффекта и они переходили либо к увеличению дозы наркотика либо использовали более сильный наркотик, в-третьих, любой, даже самый легкий наркотик при длительном употреблении приводит к существенному причинению вреда здоровью (бесплодию, заболеваю легких, психологическим расстройствам).

Не дала положительного результата попытка легализации наркотиков и в Нижней Саксонии (Германии) где реализовывалась метадоновая программа, предполагающая бесплатную раздачу метадона взамен других наркотиков и выдачу для инъекции дозы героина больным наркоманией организациями, финансируемыми государством, с целью установления контроля.

Отказ от методоновой терапии обусловлен прежде всего большой токсичностью и смертностью, которая намного превысила смертность от героина. Безусловно, сама по себе идея продажи государством наркотиков неприемлема для любого государства, кроме эмоций формулирует вполне обоснованные контаргументы.

Легализация торговли наркотиков облегчит их получение, а это расширит, а не сузит круг потребителей. Государство может само превратиться в преступника, поскольку торговля наркотиками – это очень прибыльный бизнес.

За счет этого бизнеса начнут формироваться бюджеты и решаться проблемы государства. В результате у государства появится интерес в сохранении значительного круга лиц, потребляющих наркотики. Кроме того, следует констатировать появление новых причин коррупции.

Анализ Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690, позволяет обратить особое внимание на четвертую модель противодействия наркопреступности, взятую за основу в Российской Федерации, – «модель контроля», заключающуюся в поэтапном сокращении распространения наркомании, наркопреступности и наркоправонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Какой уровень наркотизации общества является минимально опасным для общества и кто его определит, сказать невозможно.

Специфика названия этой модели обусловлена тем, что в Стратегии государственной антинаркотической политики часто употребляется термин «контроль»:

  • укрепление международного сотрудничества в сфере контроля;
  • государственный контроль за легальным оборотом наркотиков;
  • система мер государственного контроля за иностранными гражданами, прибывшими из наркоопасных регионов мира;
  • контроль за инфраструктурой морских грузо-пассажирских перевозок и т.д.

Кроме того, обращено внимание на основной орган, призванный реализовать Стратегию государственной антинаркотической политики, – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Эта модель основывалась на положениях Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и определила Государственную антинаркотическую политику Российской Федерации.

Модель контроля четко просматривается в системе мер, направленных на реализацию Стратегии, а именно на меры по сокращению предложения наркотиков и на меры по сокращению спроса на наркотики.

Меры по сокращению предложения наркотиков направлены на противодействие нелегальному ввозу наркотиков из-за рубежа, их незаконному производству, транспортировке и распространению на территории России. Противодействие нелегальному ввозу наркотиков из-за рубежа предполагает решение двух основных задач: снижение наркодавления на Россию и обеспечение антинаркотической безопасности страны.

Достижение этих задач предполагается осуществить: через повышение эффективности международного сотрудничества, в частности по укреплению «пояса безопасности» вокруг Афганистана, являющегося основным поставщиком опиатов; через повышение эффективности пограничного контроля и контроля за инфраструктурой перевозок; через укрепление государственной границы Российской Федерации, границ таможенного союза и др.

Противодействие незаконному производству, транспортировке и распространению наркотиков на территории России предполагается достигнуть путем:

  • ликвидации сырьевой базы и уничтожения инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков внутри страны;
  • недопущения поступления наркотиков из легального в нелегальный оборот;
  • подрыва экономических основ наркопреступности; разрушения коррупционной защиты незаконного оборота наркотиков;
  • пресечения деятельности организованных преступных наркогрупп и сообществ, преступных связей с международным наркобизнесом;
  • пресечения оборота новых видов наркотиков, а также используемых для немедицинского потребления психоактивных средств и веществ;
  • совершенствования деятельности правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих антинаркотическую политику, обеспечения их сотрудничества с гражданами и институтами гражданского общества;
  • выявления новых видов психоактивных веществ для включения их в списки перечня наркотических средств;
  • разработки и производства наркотикосодержащих лекарств, применение которых в немедицинских целях затруднено и из которых невозможно легкодоступным путем извлечь наркотики;
  • пресечения незаконного оборота наркотиков в местах проведения культурно-досуговых мероприятий; совершенствования нормативно-правовой базы.

Меры по сокращению спроса на наркотики направлены на снижение их потребления и уменьшение неблагоприятных социальных последствий такого потребления, предполагают приоритет профилактики, не связанной с применением уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия (т.е. приоритет мер общественного, административного и медицинского характера).

Система этих мер включает в себя:

  • государственную профилактику немедицинского потребления наркотиков, определяемую как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение, возникновение и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании;
  • наркологическую медицинскую помощь, предполагающую своевременное выявление и лечение лиц, незаконно потребляющих наркотики, а также снижение уровня их смертности;
  • медико-социальную реабилитацию больных наркоманией, определяемую как совокупность мер (медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных), направленных на восстановление здоровья во всех его аспектах (физическом, психическом, духовном и социальном), а также на способность функционирования в обществе без употребления наркотиков.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)