Модели построения бухгалтерского учета

Проблема унификации бухгалтерского учета является одной из основных в глобальной экономике. В настоящее время существуют два основных подхода к решению этого вопроса: гармонизация и стандартизация.

Гармонизация учета предусматривает определенное соответствие и слаженность, соблюдение принципов ведения бухгалтерского учета, составление отчетности группой стран или их объединением.

Гармонизация представляет собой объединение и взаимное соответствие законодательства стран но регулированию бухгалтерского учета, существование в каждой стране своей модели организации учета и системы стандартов.

Основным направлением гармонизации является разработка стандартов, сущностные позиции которых не будут отличаться от аналогичных стандартов в других странах — членах сообщества, т.е. будут находиться в гармонии друг с другом.

Исторические и национальные особенности обусловили развитие различных подходов к ведению бухгалтерского учета со своими слабостями и достоинствами.

Стандартизация учета предполагает установление единообразных норм и требований к бухгалтерскому учету, применение унифицированного набора стандартов, регулирующих факты хозяйственной жизни экономического субъекта и порядок их отражения в бухгалтерской отчетности.

Стандартизация позволяет пользователям отчетности различных стран мира понимать и адекватно воспринимать отраженную в ней информацию.

Она осуществляется в рамках унификации учета на международном уровне, которую проводит Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета.

Модель бухгалтерского учета представляет собой комплекс систем бухгалтерских счетов, учетных регистров (журналов, вспомогательных книг, пробных балансов) систем финансовой отчетности, ее пользователей и роль государства и профессиональных сообществ в разработке нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

На сегодняшний день существует около ста различных моделей бухгалтерского учета. Каждая из моделей характеризуется своими собственными особенностями и системой учетных принципов.

Это объясняется тем, что национальные системы учета позволяют решать определенные тактические и стратегические задачи развития экономики отдельной страны посредством издания нормативных и законодательных актов, регулирующих учетную систему.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, международные организации бухгалтеров, группы экспертов Организации Объединенных Наций, ученые-экономисты уже много лет изучают и анализируют особенности систем учета различных стран.

В результате этой работы стало возможным выделить факторы, которые оказывают влияние на формирование определенной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Основным фактором, обусловливающим существенные и основные различия между национальными системами бухгалтерского учета, являются информационные потребности пользователей финансовой информации.

Направленность финансовой отчетности, ее качественные характеристики, основополагающие принципы, учетные методики и приемы будут всегда зависеть от того, какая группа потребителей отчетности является поставщиком капитала.

В тех странах, где основными кредиторами компаний являются банки и государство, отчетность носит характер, строго ориентированный на потребности фискальных государственных органов и крупных кредитных организаций.

В странах с явно выраженной конкуренцией за дополнительные источники капиталовложений финансовая отчетность компаний содержит максимально возможное количество аналитических данных для привлечения инвесторов и кредиторов.

Наличие следующего фактора, влияющего на становление национальной системы бухгалтерского учета, обусловлено интересами государства в области внешней и внутренней политики.

Заинтересованность государства в расширении масштабов экспортно-импортных операций, продаже акций и ценных бумаг на биржах разных стран, в привлечении иностранного капитала в страну стимулирует процессы стандартизации и унификации учетных процессов и принципов, приведение их в соответствие с между народными нормами.

Это необходимо для облегчения понимания финансовых отчетов пользователей различных стран.

В том случае, когда первостепенные интересы государства затрагивают вопросы внутренней политики, система бухгалтерского учета и отчетности формируется под влиянием потребностей национальных кредиторов и инвесторов, отражая принципы и концепции, принятые в данной стране.

Стабильность политической ситуации в стране, законодательная защищенность интересов инвесторов, бесспорно, оказывают существенное влияние на развитие и информативность данных системы учета.

Естественно, что риск потери вложенного капитала для кредиторов и инвесторов предопределяет капиталовложения.

В том случае, когда государство защищает их интересы соответствующими законодательными и нормативными документами, количество сделок на рынке увеличивается, обеспечивая приток иностранного капитала в страну.

Система бухгалтерского учета в данном случае должна быть направлена на повышение достоверности, своевременности и полноты информации, так необходимой для принятия правильных управленческих решений.

Инфляционные процессы также являются существенным фактором, который всегда детально изучают инвесторы и кредиторы. Естественно, в стране с высоким уровнем инфляции будет наблюдаться бегство капитала, и наоборот.

В этом случае бухгалтерский учет вынужден предоставлять достоверную и прозрачную информацию для формирования финансовой отчетности.

И наоборот, если интересы и защита кредиторов выдвигаются на первое место, структура капитала предприятий и организаций формируется за счет средств байков и кредитных организаций, рынок ценных бумаг отличается относительно небольшой емкостью, финансовые отчеты не всегда адекватно отражают реальную экономическую ситуацию.

Изучая факторы, влияющие на формирование системы учета и отчетности в различных странах, ученые пришли к выводу, что на сегодняшний момент существуют группы стран, имеющих похожие социально-экономические условия формирования системы учета и отчетности.

Поэтому в мире сложились определенные организационные модели учета.

Британо-американская, или англосаксонская, модель.

Основные идеи этой модели были разработаны в Великобритании и США. Ее сущность заключается в ориентации бухгалтерского учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов.

Это обусловлено тем, что промышленные революции в США и Великобритании привели к росту количества компаний на рынке. Их владельцы (инвесторы) уже не справлялись с оперативным управлением большим количеством организаций. Поэтому они передали его профессиональным управленцам.

В этой ситуации финансовая учетная информация становится важным источником данных о положении компании, поскольку акционерам постоянно требуются финансовые отчеты для контроля эффективности использования капитала.

Британо-американская модель в большинстве стран предполагает использование принципа учета по первоначальной стоимости {historical cost principle).

При этом, считается, что влияние инфляции несущественно, и поэтому хозяйственные операции отражаются в учете по ценам, сложившимся на момент их свершения.

Для этой модели характерны: стабильная политическая система, развитость экономики, принятие правил (стандартов) общественными профессиональными организациями, высокий профессиональный уровень учетных рынков, пользователей, сертификация профессиональных кадров, направленность финансовой отчетности на удовлетворение потребностей инвесторов и кредиторов.

В США существовал Совет по стандартам финансового учета при Американской ассоциации дипломированных общественных бухгалтеров.

Он разработал Положения о концепциях финансового учета {Statements on Financial Accounting Concepts, SFAC) и стандарты GAAP {Generally Accepted Accounting Principles — Общепринятые принципы бухгалтерского учета).

Британско-американская концепция учета была впоследствии воспроизведена почти во всех бывших английских колониях и у близких торговых партнеров Великобритании и США.

В настоящее время ее используют: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка.

Континентальная модель.

Родоначальниками этой модели считаются страны континентальной Европы и Япония, этой модели там придерживаются и сейчас. Она предусматривает тесную связь бизнеса с банками, которые в основном и удовлетворяют потребности финансовых компаний.

Бухгалтерский учет регламентируется законодательно, т.е. государство активно участвует как в процессе разработки стандартов учета, так и в процессе внедрения их в практику учета.

Профессиональные общественные организации выполняют лишь роль консультантов по вопросам теоретической и практической интерпретации существующих норм учета.

Система бухгалтерского учета и отчетности не носит при данной модели характер, четко ориентированный на управленческие интересы пользователей. Она направлена на крупный банковский капитал и четкое соответствие требованиям налоговых органов.

Данную модель используют: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Германия, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Россия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Южноамериканская модель.

Страны этой модели объединяет один существенный признак испанский язык общения, за исключением Бразилии, государственным языком которой является португальский.

Основным отличительным свойством данной модели является влияние инфляционных процессов па процесс формирования системы учета и отчетности. Учетные данные постоянно корректируются с учетом изменения уровня цен.

Бухгалтерский учет ориентирован на удовлетворение потребностей государственных плановых органов. Все используемые методы бухгалтерского учета четко определены и унифицированы.

Информация, необходимая для контроля, направлена на выполнение налоговой политики. Это значительно упрощает и повышает эффективность работы правительственных органов.

Южноамериканскую модель бухгалтерского учета используют страны со следующими характеристиками: нестабильная политическая система, развитая экономика, финансовый отчет направлен на удовлетворение потребностей государственных органов; учетные стандарты регламентируются законодательно; методики учета, которые используются, унифицированы; постоянно делаются корректировки учетных данных относительно темпов инфляции; учет ориентирован на государственные органы.

Южноамериканская модель применяется в странах: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Кроме перечисленных моделей, некоторые страны используют смешанные системы с национальной спецификой.

Например, существует исламская модель, которая сформировалась под влиянием внешней среды — исламской экономической системы и мусульманского права.

Отмеченное выше деление систем бухгалтерского учета стран мира па отдельные модели является достаточно условным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)