Цели, задачи и информационная база анализа

Как уже говорилось, экономический анализ представляет собой глубокое, всестороннее изучение хозяйственной деятельности организации фирмы.

Это изучение проводится всегда с вполне определенной целью, от которой зависит полнота анализа, его глубина, объем используемой информации, выбор методов анализа.

Именно с постановки цели начинается всякая аналитическая работа. Цель анализа прибыли и рентабельности может быть различной и определяется в зависимости от текущих или стратегических интересов организации.

Целью анализа может быть выявление и количественная оценка влияния основных факторов, определяющих сумму прибыли и ее уровень, а может быть оценка эффективности использования факторов хозяйственной деятельности или возможности увеличения прибыли, причитающейся акционерам (участникам) и т.д. От поставленной цели зависит и перечень задач, решаемых в процессе проведения анализа.

В наиболее общем виде цель анализа прибыли и рентабельности может быть определена следующим образом: оценить достигнутый финансовый результат с точки зрения объема и относительной его величины; выявить, какой ценой он достигнут и иод влиянием каких факторов сложился; изучить резервы роста прибыли и рентабельности; обеспечить укрепление финансового состояния организации.

После установления цели определяются задачи, подлежащие решению в процессе проведения анализа.

Основными задачами анализа прибыли являются:

  1. изучение объема и структуры прибыли, полученной в анализируемом периоде;
  2. оценка достигнутого объема прибыли с точки зрения ее достаточности для поддержания интереса собственников организации (организации) к продолжению и развитию хозяйственной деятельности;
  3. оценка достигнутого объема прибыли с точки зрения се достаточности для решения вопросов производственного и социального развития организации (в зависимости от ее распределения);
  4. оценка выполнения плана по прибыли в целом по организации и по ее структурным подразделениям;
  5. выявление тенденций изменения прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности;
  6. выявление причин и факторов, оказавших влияние на прибыль и рентабельность, их количественная оценка;
  7. изучение каждого из основных факторов в отдельности и оценка их совокупного влияния на финансовый результат;
  8. оценка эффективности использования для получения прибыли примененных и потребленных ресурсов, т.е. оценка показателей рентабельности ресурсов;
  9. выявление резервов и разработка мероприятий по совершенствованию хозяйственной деятельности с целью увеличения прибыли, повышения показателей рентабельности.

Анализ прибыли целесообразно проводить в увязке с объемом реализации продукции, а также с используемыми ресурсами.

Такой подход обусловлен тем, что образование прибыли связано, с одной стороны, непосредственно с полученной выручкой, а с другой стороны, с функционированием материальных, финансовых и трудовых ресурсов как необходимого условия осуществления хозяйственной деятельности.

Основными источниками данных для проведения анализа прибыли и рентабельности являются материалы бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, в частности, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, формы статистического наблюдения. Кроме того, для анализа используют данные аналитического учета.

Необходимы также данные личных наблюдений, общеэкономическая информация, конъюнктурные обзоры, постановления и иная распорядительная документация организации и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)