Методика анализа прибыли организации

Анализ прибыли организации целесообразно начать с оценки суммы и изменения структуры прибыли отчетного периода по направлениям использования.

Пример 14.1

Показатели прибыли организации в анализируемом периоде содержатся в табл. 14.1.

Таблица 14.1 Показатели прибыли организации

Из табл. 14.1 видно, что сумма прибыли до налогообложения организации в отчетном году составила 143102 тыс. руб. Прирост прибыли по сравнению с предыдущим годом составил 31960 тыс. руб. (143 102 – -111142), или 28,8% (143102/111 142 • 100%). Данное увеличение суммы прибыли можно оценить как достаточно высокое.

В отчетном году существенно снизилась доля расходов за счет чистой прибыли. Сумма этих расходов уменьшилась на 495 тыс. руб.

Увеличилась сумма прибыли к распределению на 25073 тыс. руб., что позволило не только увеличить выплаты собственникам организации в виде дивидендов, но и большую сумму прибыли направить на развитие хозяйственной деятельности.

В то же время можно отметить повышение доли прибыли, направленной на выплату дивидендов и снижение доли нераспределенной прибыли. Такое изменение структуры прибыли не рационально с точки зрения расширения масштабов хозяйственной деятельности.

Оценив полученную прибыль с точки зрения ее достаточности для организации и ее собственников, следует рассмотреть динамику показателей, образующих прибыль отчетного периода. С этой целью воспользуемся данными табл. 14.2.

Таблица 14.2 Показатели, формирующие прибыль организации в анализируемом периоде

Из таблицы 14.2 видно, что основная сумма прибыли как в отчетном, так и в предыдущем году была получена организацией от реализации продукции и составила соответственно 88,5% и 93,1%. Из сравнения этих двух чисел можно сделать вывод о повышении доли прибыли от продаж в общей сумме прибыли, что можно оценить положительно.

Сумма прибыли от прочей деятельности уменьшилась на 22,8% (77,2 – 100,0).

В отчетном году достаточно большая сумма средств была отвлечена в уставные капиталы, в том числе акции, а также облигации других организаций.

Подобное отвлечение собственных средств организации можно оценить как положительное, если данные инвестиции носили обоснованный характер и служили, например, для обеспечения нормальных хозяйственных связей с поставщиками и т.п.

Кроме того, в отчетном году возросла сумма прибыли, полученная от вложения собственных средств в депозиты. Это объясняется, например, увеличением суммы резервного фонда, средства которого хранятся на депозитных счетах.

Сумма прочей прибыли значительно сократилась. Это вызвано тем, что в прошлом году организация реализовала морально устаревшее оборудования, а также уменьшением полученных штрафных санкций от контрагентов.

Последнее можно оценить положительно, если это обусловлено сокращением случаев нарушения контрагентами договорных условий.

Поскольку основную долю в прибыли организации до налогообложения занимает прибыль от реализации продукции и услуг (прибыль от продаж), рассмотрим динамику ее суммы и уровня (табл. 14.3).

Таблица 143 Сумма и уровень прибыли от продаж организации в анализируемом периоде

Изучение данных табл. 14.3 позволяет сделать вывод о том, что в отчетном году исследуемая организация располагала возможностью увеличения прибыли от продаж. Это видно из соотношения первых четырех показателей.

В отчетном году возросла выручка от реализации продукции, в составе которой снизилась доля себестоимости реализованной продукции. Это видно из соотношения темпов роста выручки и себестоимости (темп роста выручки выше темпа роста себестоимости продаж).

В отчетном году увеличилась валовая прибыль за счет роста выручки и за счет повышения торговой надбавки (наценки).

Прибыль от реализации товаров (прибыль от продаж) в отчетном году увеличилась на 34867 тыс. руб., или на 35,4%.

Это можно оценить положительно. В то же время в организации возросли коммерческие и управленческие расходы, что оказало отрицательное влияние на сумму прибыли, тем более что повысился и уровень этих расходов на 0,02%.

Для более обоснованных выводов следует провести факторный анализ прибыли.

Основной задачей факторного анализа является количественное измерение и оценка влияния различных факторов на изменение прибыли, выявление факторов, оказавших наибольшее положительное и наибольшее отрицательное влияние; устойчивость воздействия отдельных факторов в динамике.

Важной задачей данной аналитической работы является выявление причин, обусловивших влияние отдельных факторов.

В процессе факторного анализа прибыли используется показатель прибыли продаж, так как именно этот показатель находится в непосредственной зависимости от выручки и связанных с ней финансовых показателей.

Факторы, влияющие на сумму прибыли от реализации товаров, можно подразделить на три основные группы:

  1. факторы, связанные с объемом и структурой выручки;
  2. факторы, связанные с формированием и использованием доходов от реализации товаров;
  3. факторы, связанные с формированием издержек обращения.

Все эти факторы тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде.

Пример 14.2

Для расчета влияния факторов изменения объема розничного товарооборота используем данные табл. 14.4.

Таблица 14.4 Сумма и уровень прибыли от продаж организации в анализируемом периоде

Как видно из табл. 14.4, в отчетном году увеличилась сумма прибыли от реализации продукции на 85656 тыс. руб., или на 20,0%. Рентабельность продаж повысилась на 2,96 процентных пункта. Повышение доли прибыли в выручке оказывает положительное влияние на сумму прибыли от продажи продукции.

Расчет суммы изменения прибыли вследствие изменения рентабельности товарооборота производится по формуле

где ДПу — размер изменения суммы прибыли; Ух — уровень прибыли в процентах к выручке в отчетном периоде; У0 — уровень прибыли в процентах к выручке в предшествующем (базисном) периоде; В, — выручка отчетного периода.

Рассчитаем с помощью данной формулы, используя метод разниц, влияние изменения рентабельности продаж на изменение суммы прибыли от продаж:

Таким образом, повышение рентабельности продаж на 2,95% создало предпосылки для увеличения суммы прибыли от продаж на 15 194 тыс. руб.

В отчетном году увеличилась выручка от реализации продукции. Количественная оценка влияния этого фактора производится методом разниц с помощью следующей формулы

где ДПВ — размер изменения суммы прибыли за счет изменения выручки; Уо — уровень прибыли в процентах к выручке в предшествующем (базисном) периоде; Bt — выручка в действующих ценах отчетного периода; В0 — товарооборот базисного (прошлого) периода.

Рассчитаем, какую сумму дополнительной прибыли получила бы организация, увеличив выручку на 85656 тыс. руб. при неизменном уровне прибыли:

+85656 • 22,97 / 100 = + 19675 тыс. руб.

Таким образом, увеличение объема продажи продукции в действующих ценах на 20,0% создало предпосылки для увеличения прибыли на 19675 тыс. руб.

Подчеркнем, мы говорим не об увеличении прибыли, а о создании предпосылок для ее увеличения, так как в действительности имеет место влияние и других факторов, так что фактическое изменение суммы прибыли сложилось под влиянием изменения всей совокупности факторов.

Иначе можно сказать, что при прочих равных условиях увеличение выручки на 85 656 тыс. руб. позволило организации получить дополнительную прибыль в сумме 19675 тыс. руб.

Выручка от реализации продукции зависит от физической массы проданных товаров и цен на эти товары. Знание слагаемых выручки позволяет рассчитать раздельное влияние на прибыль изменения физического объема реализации продукции и изменения цен (используем данные табл. 14.4) и сложившего в отчетном году индекса цен.

В отчетном году цены возросли в среднем на 14,0%. Для расчета влияния этих факторов используем индексный метод и метод разниц.

Выручка исследуемой организации в отчетном году составила в сопоставимых ценах 450959 тыс. руб. (514 093 / 1,14). Физический объем продаж организации в отчетном году увеличился на 22 522 тыс. руб. (450959 – 428437).

Следовательно, прибыль под влиянием этого фактора увеличилась на:

22522-22,97 г_0 дпвси= ^ 5173 тыс. руб.

Увеличение количества реализуемой продукции позволило не только увеличить выручку на 5,3%, но и получить дополнительную прибыль в сумме 5173 тыс. руб.

За счет повышения розничных цен в отчетном году в среднем в 1,14 раза был получен прирост объема продажи в сумме 63 134 тыс. руб. (514 093 – 450959). Это позволило организации при прочих равных условиях увеличить но сравнению с предшествующим годом прибыль на: 22,97 • 63134 / 100 = +14502 тыс. руб.

Проведенные расчеты показывают, что прирост прибыли, обусловленный с увеличением выручки, получен в основном за счет повышения цен реализации продукции. Доля данного фактора в совокупном влиянии изменения выручки на прибыль составила 73,7% (14502 / 19675 • 100%).

На изменение суммы прибыли оказывают влияние ресурсные факторы и факторы эффективности использования ресурсов.

Для расчета влияния этих факторов можно использовать данные табл. 14.5.

Таблица 14.5 Динамика прибыли и ресурсорентабелыюсти организации в отчетном году (суммы)

Как видно из данных табл. 14.5, в отчетном году увеличилась стоимость совокупных ресурсов и повысилась ресурсорентабельность, что можно оценить положительно.

Оценим влияние этих факторов, используя метод разниц.

  1. Изменение прибыли под влиянием фактора совокупных ресурсов: +32858 • 39,653 / 100 = +13029 тыс. руб.
  2. Изменение прибыли под влиянием фактора ресурсорснтабельности: +7,771 • 281013 / 100 = +21838 тыс. руб.

Итого: +13029 + (+21 838) = 34 867 тыс. руб.

Как видно из проведенных расчетов, за счет увеличения стоимости совокупных ресурсов было получено по сравнению с предшествующим годом прибыли больше на 13029 тыс. руб.

Повышение ресурсорентабельности на 7,771% создало предпосылки для увеличения прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с предшествующим на 21838 тыс. руб.

При этом положительным является тот факт, что увеличение прибыли было получено преимущественно интенсивным путем, так как доля увеличения прибыли от продаж за счет повышения ресурсорснтабельности составила 62,6% (21838 / 34867 • 100%).

Аналогично можно рассчитать влияние отдельных видов ресурсов и рентабельности их использование на изменение суммы прибыли.

В процессе анализа, в зависимости от поставленных задач, рассчитывается влияние и других факторов на прибыль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)