Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность

Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности организаций.

Эти показатели отражают все стороны деятельности организаций: объем и структуру выручки от реализации продукции, рациональность использования ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организации хозяйственной деятельности и т.д.

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние.

Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко установить, оно весьма велико, причем влияние отдельных факторов поддается количественной и качественной оценке, а влияние других количественно оценить практически невозможно.

Так, например, нельзя дать количественную оценку влиянию на прибыль организации изменения настроения работника, размещения технологического оборудования, изменения температурного режима в атмосфере и т.п.

Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влиянием которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

К внутренним факторам, влияющим на прибыль и рентабельность деятельности организации, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации и т.д.), а также факторы, связанные с расширением масштабов хозяйственной деятельности и организационно-техническим уровнем организации. Назовем основные внутренние факторы.

Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг). При неизменной доле прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли. Данное обстоятельство способствует повышения рентабельности использования неизменных ресурсов организации.

Товарная структура выручки. Расширение ассортимента, в том числе внутригруппового, способствует росту выручки.

Повышение в ассортименте доли товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, поскольку покупатели часто с большей охотой приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации.

Повышение в выручке доли высокорентабельных товаров способствует повышению рентабельности продаж организации в целом. Если организация продает преимущественно низкорентабельные товары, то это приводит к снижению рентабельности хозяйственной деятельности.

Организация товародвижения. Ускоренное продвижение сырья, материалов товаров способствует, с одной стороны, увеличению выручки, а с другой — снижению текущих расходов. В результате сумма и уровень прибыли возрастают.

Неудовлетворительная организация товароснабжения приводит к снижению рентабельности и уменьшению суммы прибыли.

Применяемые условия расчетов с контрагентами. Важным фактором увеличения прибыли и рентабельности является использование в практике работы организаций комбинированных условий платежа, продажа товаров на условиях коммерческого и потребительского кредита.

С одной стороны, это способствует увеличению выручки, а с другой — снижению издержкоемкости продаж, что оказывает положительное влияние на прибыль организации.

Численность и состав работников. Достаточная численность работников при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу организации по получению необходимой суммы прибыли.

Недостаток работников в соответствии с законом убывающей доходности сдерживает рост объемов хозяйственной деятельности, вследствие чего снижаются (относительно, а иногда и абсолютно) выручка и прибыль.

В этом случае имеет место не повышение рентабельности организаций за счет снижения численности и соответствующего ему уменьшения расходов на оплату труда, а ее снижение из-за уменьшения массы прибыли.

Излишняя численность работников также влечет за собой снижение величины прибыли в расчете на одного работника и ряда других показателей рентабельности за счет расходов по содержанию нерационально используемых ресурсов.

Важна не только общая численность работников, но и ее соответствие потребностям организации по выполняемым функциям.

Большое значение имеет уровень квалификации работников. Чем выше удельный вес работников с более высоким уровнем профессиональной подготовки, с большим опытом работы в общей численности работников организации, тем при прочих равных условиях выше рентабельность и больше сумма прибыли, получаемая организацией.

Формы и системы экономического стимулирования труда работников. Это сложный в оценке фактор, действие которого трудно количественно измерить. Влияние данного фактора больше поддается качественной оценке, которая должна осуществляться достаточно часто.

Для количественной оценки стоимости живого труда используется среди прочих показателей расходов на оплату труда, но рост данного показателя не всегда и не обязательно влечет за собой увеличение прибыли и повышение рентабельности.

Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда и его изменение в динамике, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. Если уровень расходов на оплату труда повышается и при этом снижается рентабельность расходов на оплату труда, то можно сделать вывод о неэффективности применяемых систем оплаты.

Производительность труда работников организации. Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличение массы прибыли и повышение рентабельности деятельности организаций.

При стоимостной оценке данного фактора следует исключать влияние изменения цеп на реализуемые товары, поскольку их изменение не связано непосредственно с производительностью труда работников. Этот фактор тесно связан со следующим фактором.

Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность работников современным торгово-технологическим оборудованием и инструментарием, тем выше производительность их труда, тем ниже потребность организации в численности работников.

С другой стороны, внедрение современного оборудования требует повышения квалификации работников, так как работники низкой квалификации не могут в полной мере использовать возможности этого оборудования. Это ведет к повышению расходов на оплату труда.

Состояние материально-технической базы организации. Организации, располагающие более современной и развитой материально-технической базой, имеют предпосылки для постоянного увеличения масштабов хозяйственной деятельности в долгосрочном периоде.

Это влечет за собой увеличение получаемой прибыли и повышение рентабельности. В то же время в краткосрочном периоде увеличение расходов на развитие материально-технической базы может привести к снижению показателей рентабельности.

Сумма оборотных средств и скорость обращения оборотных средств, которыми располагает организация. Чем большей суммой оборотных средств располагает организация, тем большую массу прибыли она получает в результате одного их оборота.

В то же время в результате увеличения суммы оборотных средств при прочих равных условиях снижается значение ряда показателей рентабельности, например рентабельности капитала, ресурсорентабельности и др.

Положительное влияние на прибыль и показатели рентабельности оказывает ускорение оборачиваемости оборотных средств. Чем меньше срок реализации товаров, тем большую сумму прибыли получает организация в единицу времени и тем выше показатели рентабельности использования ее ресурсов.

Определенное влияние на сумму прибыли оказывает соотношение между собственными и заемными оборотными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки организации и уменьшает ее прибыль.

Политика ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой организациями прибыли.

При этом важно учитывать, что постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату, вызванному снижением объема реализации товаров из-за чрезмерно высоких цеп.

В некоторых случаях для ускорения реализации товаров выгоднее снизить долю прибыли в цене, это позволит увеличить сумму получаемой прибыли. Изменение доли прибыли в цене товаров должно осуществляться с учетом эластичности спроса на товары по цене.

Повышение цен на товары эластичного спроса приводит к снижению объема реализации и соответствующему уменьшению массы получаемой прибыли. Необходимо также учитывать и влияние перекрестной эластичности на сумму реализации товаров и массу прибыли.

Организация работы по взысканию дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно, и увеличению прибыли.

Кроме того, увеличение и несвоевременное взыскание дебиторской задолженности увеличивает имплицитные издержки организации, снижая, тем самым, экономическую прибыль.

Осуществление режима экономии. Режим экономии позволяет относительно снижать текущие затраты (издержки производства и обращения) организации и увеличивать сумму получаемой прибыли, а также повысить не только значение показателя рентабельности потребленных ресурсов, но и других показателей.

При оценке влияния этого фактора нужно учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.

Деловая репутация организации. Деловая репутация представляет собой сформировавшееся у потребителей и партнеров организации мнение о ее потенциальных возможностях, качестве работы и качестве реализуемых ею товаров.

Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность своей деятельности, что, в свою очередь, способствует дальнейшему росту репутации. Однако следует помнить о том, что заработать высокую репутацию трудно, а потерять — очень легко.

Коммерческие организации не могут работать изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях с внешней средой: покупателями, поставщиками факторов производства, транспортными организациями, организациями коммунального хозяйства, общественными организациями и государственными учреждениями и т.д.

Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет па эффективность организаций, сумму их прибыли, рентабельность деятельности.

К основным внешним факторам, формирующим прибыль и рентабельность организаций, можно отнести следующие факторы:

Емкость рынка. От емкости рынка зависит розничный товарооборот торгового организации. Чем больше емкость рынка, тем больше возможности организации по получению прибыли и повышению рентабельности.

Развитие конкуренции. Развитие конкуренции оказывает отрицательное влияние на сумму и уровень прибыли, так как оно приводит к усреднению нормы прибыли.

Чем выше рентабельность продаж, тем больше организаций стремится работать на этом рынке. Это часто вызывает необходимость снижения цены и увеличения издержек обращения. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.

Размер цен, устанавливаемых поставщиками факторов производства. В условиях конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному повышению продажных цен.

Часть такого повышения организации вынуждены компенсировать за счет снижения доли собственной прибыли в цене реализуемой продукции (товаров). Поэтому организации стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.

Цены на услуги организаций транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других организаций. Повышение цен и тарифов на услуги этих организаций увеличивает текущие расходы компании, уменьшает прибыль и снижает рентабельность деятельности.

Если цены снижаются, то появляется возможность увеличения прибыли за счет уменьшения расходов по соответствующим статьям издержек производства и обращения.

Развитие профсоюзного движения. В условиях рыночных отношений собственники организаций стремятся к ограничению расходов на оплату труда.

Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли организаций.

Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг. Общественные организации потребителей могут оказывать влияние на прибыль организаций, требуя расходовать средства на повышение качества обслуживания покупателей и т.и.

Регулирование государством деятельности коммерческих организаций. Государство может оказывать влияние на прибыль организаций путем регулирования цен на товары, сырье, материалы, топливо, энергию.

Оно также может влиять на курс национальной валюты, устанавливать ставки налогов, отчислений в государственные внебюджетные фонды и др.

В процессе анализа прибыли и рентабельности важной задачей является изучение воздействия перечисленных факторов с целью учета их влияния в планируемом периоде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)