Многоуровневая система образования

Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной, моноуровневой и многоуровневой, универсальной и специализированной, моноотраслевой и межотраслевой.

Основные элементы профессионального образования (рис. 1.1):

  • по целям образования: подготовка специалистов с получением квалификации, повышение квалификации, переподготовка кадров с получением новой квалификации, дополнительное образование в том числе;
  • по образовательным уровням: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование;
  • по формам обучения: очное (дневное), очно–заочное (вечернее), заочное и дистанционное как разновидность заочного обучения без сессий, экстернат (самостоятельное освоение профессиональной образовательной программы со всеми видами аттестации без участия в организованном процессе обучения).

Согласно законам Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» классифицируем образовательные учреждения по следующим критериям:

По форме собственности: государственные, муниципальные и негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций /объединений) образовательные учреждения; независимо от организационно–правовых форм и подчиненности, действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории России;

По типу: дошкольные, общеобразовательные (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) учреждения; учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского); учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) учреждения–для учащихся с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, интернаты и др.); учреждения дополнительного образования детей и др.;

по виду в Российской Федерации установлены следующие учебные заведения профессионального образования: университет, академия, институт, колледж, техникум (училище), профессионально–техническое училище (ПТУ), лицей.

Профессиональное образование любого уровня обеспечивает получение учащимися профессии соответствующей квалификации.

Университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно–просветительскую деятельность среди населения.

Интересно
Академия – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области).

Институт – самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

Колледж – среднее профессиональное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов I уровня квалификации (техник, экономист, бухгалтер, медсестра, радист и др.). В Великобритании и США колледжи входят в состав университетов, в России являются самостоятельными учебными заведениями с региональной или муниципальной собственностью.

Техникум (училище) – среднее профессиональное учебное заведение для подготовки специалистов I уровня для различных отраслей народного хозяйства. В СССР с 1920 г. преимущественно создавались в производственных отраслях для подготовки специалистов технического и финансово–экономического профиля. В социальной сфере организовывались как училища (педагогические, музыкальные, медицинские, художественные и др.).

Профессионалъно–технические училища (ПТУ) – основное звено начального профессионального образования квалифицированных рабочих на базе основного общего или среднего (полного) общего образования.
Существуют в СССР с 1958 г. и внесли значительный вклад в подготовку молодых рабочих. С 90–х годов идет преобразование ПТУ в технические лицеи или объединение с техникумами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)