Мировые тенденции развития транспорта

Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть в Западной Европе и Северной Америке, наименее развитая – в Африке и некоторых странах Азии.

Общая протяженность мировой транспортной сети всех видов транспорта (без морских линий) составляет более 31 млн. км, в том числе 25 млн.км наземных путей сообщения (без воздушных линий).

Протяженность мировых путей сообщения по видам транспорта распределяется следующим образом: 86% – автомобильные дороги, 7% – железные дороги, 4% – трубопроводы и 3% – судоходные речные пути, включая каналы, озера и водохранилища.

Железнодорожный транспорт общего пользования. Общая протяженность мировой железнодорожной сети составляет 1,2 млн км. Эксплуатационная длина магистральных железных дорог России равна примерно 7% протяженности железных дорог мира. Они выполняют 35% мирового грузооборота и почти 18% мирового пассажирооборота.

Только США располагают более протяжен ной, чем Россия, сетью железных дорог. Однако по показателю «густота транспортной сети» Россия находится далеко позади экономически развитых стран.

Доля электрифицированных дорог в России составляет 45% протяженности сети, тогда как этот показатель в мировой транспортной системе колеблется в очень широком диапазоне – от 0,1-0,9% в Канаде и США до 80—90% и более в таких странах, как Люксембург и Швейцария. 42% российских железных дорог — двух- и многопутные, как в Германии и Франции, в Канаде и Финляндии таких дорог всего 5—8%. Железнодорожный транспорт в России является ведущим в транспортной системе с точки зрения выполняемой перевозочной работы. На его долю в 1994 г. приходилось более 47% внутреннего грузооборота страны.

Интересно
Перспективы развития железнодорожного транспорта различны в разных странах. Так, в США сеть железных дорог за 10 лет с 1980 г. сократилась на 100 тыс. км (с 288 тыс. км до 188 тыс. км), а перспективной программой развития транспортной системы, принятой в 1991 г. и рассчитанной до 1998 г., предусмотрено прежде всего финансирование развития национальной системы автомагистралей и общественного транспорта. Развитые страны Западной Европы стремятся к разработке и реализации единой политики в области транспорта. Одним из направлений этой политики является перенос центра тяжести на развитие видов транспорта, наиболее благоприятных для окружающей среды, в частности железнодорожного, а также на смешанные (мультимодальные) перевозки.

Промышленный железнодорожный и автомобильный транспорт. Перспективным направлением развития промышленного железнодорожного транспорта является выбор нового типажа специальных промышленных локомотивов, а также новых типов вагонов, пути, станций, средств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), погрузочно-разгрузочного оборудования и всех других элементов технического оснащения, находящихся в тесной зависимости от типа локомотива и технологии производства.

На большинстве промышленных предприятий работают тепловозы различных серий с гидравлической и электрической передачей мощностью от 150 до 4000 л-с. На горно-обогатительных предприятиях используются в основном электровозы постоянного тока напряжением 1500 В и мощностью до 2100 кВт. Получает распространение система постоянного тока напряжением 3000 В и однофазного тока 10000 В.

Для перевозки в границах крупных предприятий больших масс специфических грузов создаются специальные типы вагонов: чугуновозы грузоподъемностью 600 т; шлаковозы грузоподъемностью 48 т; слитковозы грузоподъемностью 160 т; думпкары грузоподъемностью 200 т. Серьезную проблему представляет дальнейшее совершенствование автомобильного промышленного транспорта. На основе имеющихся базовых моделей намечается создание крупных самосвальных поездов грузоподъемностью до 400 т.

Автомобильный транспорт общего пользования. В России этим видом транспорта выполняется более 86% всего объема перевозок грузов внутри страны и более половины всех перевозок пассажиров. Еще выше доля перевозок грузов автомобилями в транспортных системах Австрии (почти 100%), Дании и Финляндии (по 93%), Ирландии (96%) и некоторых других стран. Крайне осложняет положение дел с автомобильными перевозками в России недостаточное развитие автодорожной сети и ее неудовлетворительное состояние.

Занимая территорию около 17 млн км2, Российская Федерация располагает всего 463 тыс. км автодорог общего пользования с твердым покрытием, или 27 км дорог на 1000 км2 территории. 15% автомобильных дорог общего пользования в России – грунтовые. Менее половины (47%) автомобильных дорог с твердым покрытием – это цементобетонные и асфальтобетонные, а более трети (38%) имеют недолговечное щебеночное или гравийное покрытие, хотя себестоимость перевозок на дорогах с низшими типами покрытий в три-пять раз выше, чем на дорогах с усовершенствованными капитальными типами покрытий.  В странах Западной Европы меняются приоритеты инвестиционной политики в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта.

Тем не менее продолжается развитие и совершенствование системы трансъевропейских и национальных автомагистралей. В США транспортная политика в области наземного транспорта направлена прежде всего на дальнейшее развитие автомобильных дорог, и, в частности, на строительство междуштатных дорог. Поэтому программа развития транспортной системы до 1997 г. предоставляет на развитие автомобильных дорог 80% предусмотренных на развитие транспорта средств. Большое внимание в этой программе уделяется новым транспортным технологиям, в частности предусмотрено выделение значительных средств на развитие системы автоматического управления автотранспортными средствами на магистралях.

Внутренний водный транспорт. В работе транспортной системы России он составляет относительно небольшую долю (3,7% в грузообороте и 1,3% в объеме перевозок грузов), но имеет особенно большое значение для обеспечения транспортно-экономических связей в северных и восточных районах страны.

Внутренний водный транспорт играет довольно большую роль в экономике некоторых стран например, в США протяженность водных путей США составляет 40% аналогичного показателя в России, при этом по внутренним водным путям ежегодно перевозится почти в три раза больше грузов, чем в России.

Специальные виды промышленного транспорта и транспорта общего пользования. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна. Это объясняется большим экспортным потенциалом нефте- и газодобывающей отрасли, составляющим 3% от общего объема перевозок.

Генеральным направлением в развитии промышленного транспорта является развитие конвейерных систем, трубопроводов. Конвейерные виды транспорта позволяют резко поднять производительность труда, уменьшить расходы на транспортировку. К перспективным видам транспорта относятся транспортные средства на магнитной подвеске, воздушной подушке, с волновым движителем, дирижабли краны и др.

Воздушный транспорт. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках в России значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры некоторых районов страны, особенно на востоке.

В большинстве развитых западных стран, кроме США, воздушный транспорт не имеет такого значения во внутренних перевозках, как в России, где на долю воздушного транспорта приходится 27% всех междугородных пассажирских перевозок (в США 17%). В настоящее время в России ведутся работы по подготовке к эксплуатации новых самолетов, имеющих характеристики на мировом уровне.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)