Микропериоды младенческого возраста

Чем младше ребенок, тем более быстрыми темпами происходит его психическое развитие. Поэтому первый год жизни — период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребенка. За первые 12 ме­сяцев младенец проходит поистине громадный путь в своем развитии. В 2- 3 месяца он воспринимает окружающий мир и близких взрослых совсем иначе, чем в 10-12 месяцев. Столь быстрые качественные из­менения в отношении ребенка к миру и в характере его деятельности побуждают к выделению определенных этапов развития внутри пер­вого года жизни.

На протяжении первого года выделяются три микропериода, каж­дый из которых характеризуется своеобразной социальной ситуацией развития, типом ведущей деятельности ребенка и главным новообра­зованием данного этапа.

Первый период – новорожденность — занимает первый месяц жизни ребенка. В этот период организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Благода­ря личностному, субъектному отношению взрослого и его индивидуальной обращенности к младенцу в конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращенная к нему улыбка.

Второй период продолжается от 1 до 6 месяцев (первая поло­вина года). В это время главной деятельностью младенца является не­ посредственно-эмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. В конце этого периода возни­кают первые активные действия ребенка, направленные на предмет.

Третий период — вторая половина года. В этом возрасте у ре­бенка формируется и выходит на положение ведущей манипулятивная деятельность с предметами. Главной для ребенка становится ситуатив­но-деловая форма общения со взрослым. Более подробному рассмотрению этих периодов и важнейшим ли­ниям развития на первом году жизни посвящены следующие главы книги.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)