Новообразования дошкольного возраста и роль игры в их становлении

  1. Дошкольное детство
  2. Воображение
  3. Игровая деятельность

Дошкольное детство — совершенно своеобразный период развития че­ловека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребен­ка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки за­ключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрос­лыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном он сам начи­нает определять собственное поведение.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в созна­нии дошкольника. Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций, а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходят на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что здесь складывается новая система пси­хических функций, в центре которой становится память.

То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к су­щественным изменениям в психической жизни дошкольника. Прежде всего, ребенок приобретает способность действовать в плане общих пред­ставлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в пла­необразов. Ребенок может устанавливать простые причино-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Этот процесс имеет много общего с памятью — в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в не­котором смысле тоже можно рассматривать как «воспроизводящее воображение». Но, помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, ори­гинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и пред­посылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Еще одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведе­ние ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосред­ствованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возника­ет вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок на­чинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с об­разцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошколь­ник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограничен­ ное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, пред­почтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжет- но-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специаль­но создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности по­ведения и всех психических процессов — от элементарных до самых слож­ных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Игра оказывает влияние на ум­ственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителя­ ми, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет в разных сторон. Это способствует развитию децентрации — важнейшей мыслительной спо­собности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным об­разом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учи­тывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра ока­зывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно сли­ты с игрой. Только к старшему дошкольному возрасту результат про­дуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение.

Имеющиеся в современной детской психологии данные о значении игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дают основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем детской игры яляется Даниил Борисович Эльконин, который в своих работах продолжал и развивал традиции Л. С. Выготского. Приведенное в данной главе содержание во многом построено на мате­риале его монографии «Психология игры».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)