Межличностные отношения в процессе педагогического взаимодействия
Во взаимодействии с учащимися и их родителями, коллегами по работе, руководством школы, работниками управления народного образования, членами своих семей, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации, учитель занимает определенные коммуникационные позиции: позицию «превосходства» (тип А), позицию «наравне» (тип Б), позицию «подчинения» (тип В).
Взаимодействие типа А характеризуется тем, что активным, доминирующим субъектом
общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым
от учителя как ведущего субъекта общения. Этот тип характерен для взаимодействий «учитель– ученик».
Взаимодействие типа Б реализуется в общении двух равных партнеров, при котором они
оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга,
вступают в отношения взаимозависимости. Чаще всего этот тип реализуется в общении «учитель – учитель», «учитель – супруг(а)».
Взаимодействие третьего типа В, в котором учитель занимает подчиненное положение
относительно партнера по общению, характерно в его коммуникативных контактах с
руководством. Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен
уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в
коммуникативный контакт. Но в реальной жизни часто происходит смещение позиций и
нарушение «правил» общения.
Преобладание одной из позиций может существенным образом определять линию поведения педагога в конфликтной ситуации – в нарушении норм педагогического общения.
Педагогические конфликты подразделяют на три группы:
- Мотивационные конфликты. Они возникают между преподавателями и обучаемыми по причине слабой учебной мотивации последних.
- Конфликты, связанные с недостатками в организации учебно-воспитательного процесса.
- Конфликты взаимодействий, обусловленные личностными особенностями конфликтующих.
Конфликты во взаимодействиях «учитель – ученик», помимо мотивационных, могут выступать как конфликты нравственно-этического характера (когда участники конфликтанарушают принятые в обществе морально-этические нормы).
Любой конфликт имеет определенную структуру, сферу и динамику.
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта (причины) конфликта. Внутренняя позиция – это цели, интересы
и мотивы участников конфликта. Она непосредственно влияет на течение конфликта,
но внешне не проявляется. Внешняя позиция – речевое поведение, отражается во мнениях, точках зрения, пожеланиях.
При исключении конфликтной ситуации очень важно понять другого человека. Для этого можно использовать следующие методы:
- Метод интраспекции – человек ставит себя на место другого, а затем воспроизводит
мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. - Метод эмпатии – «вчувствование» во внутренние переживания другого человека.
- Метод логического анализа опирается на рациональное мышление участников конфликта, их логически выверенные представления о партнере общения.
В любом случае, если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, другой участник общения лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в конфликтном режиме.
- Методологическая культура педагога
- Интерпретация, апробация и оформление результатов педагогического исследования
- Методы педагогических исследований
- Исходные основания конструирования логики исследования
- Структура обобщенной логики педагогического исследования
- Понятие методология педагогической науки
- Методология науки и общие методологические проблемы
- Структура системы образования
- Стратегии взаимодействия государства с системой образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу